Спектакль «Невольники» стал первой премьерой юбилейного 275-го сезона в Тверском областном академическом театре драмы
Судьба Соломонии Сабуровой, первой жены московского князя Василия III, считается одной из самых волнующих загадок в истории русского средневековья.
После 20 лет бездетного брака московский князь добился развода и отправил жену «за бесчадность» на постриг в Покровский женский монастырь в Суздале. А сам женился на Елене Глинской, которая была моложе его на 30 лет. Соломония Сабурова окончила свои дни под именем монахини Софьи и спустя четыре века была причислена к лику святых. Василий III стал первым из русских правителей, который столь жестоко обошелся с венчаной супругой.
«Быть невольником не значит быть несвободным, наше неволие в свободе принимать решения и нести за них ответственность», – говорит режиссер спектакля Иоланта Мельникова (она же исполнила главную женскую роль, великой княгини Соломонии Сабуровой).
Перед нами проходят главные действующие лица исторической драмы: суровый и беспощадный князь Василий (в этой роли на сцене Театра драмы дебютировал бывший актер ТЮЗа Александр Крайнов); его ближайший сподвижник боярин Иван Шигона (Сергей Бескакотов), инок Вассиан, главный духовный советник великого князя (В. Грибков), митрополит Даниил (Борис Михня). Великолепен образ придворного шута Митяя (Никита Бахметьев), блаженного дурачка, которому позволено говорить в лицо князю то, о чем другие только шепчутся, – и в какой-то момент бессвязные речи юродивого звучат как голос совести, приговор человеку, предавшему свою любовь. Антиподом Митяя выступает боярин Шигона, который как черт на плече нашептывает князю самые грешные помыслы. Кстати, исторический Иван Шигона был сослан Василием в Тверь, на десять лет пережил московского князя и построил знаменитую каменную церковь в Иваниши (Старицкий район), которая сохранилась до наших дней.
Сильнее всего, на мой взгляд, получились образы главных героев. Александр Крайнов очень убедителен в роли князя, мятущейся и страдающей души, разрывающейся между долгом государя оставить наследника и чувством к жене, с которой он прожил 20 лет. Решив сообщить великой княгине о разводе, он приходит к ней, но глядит в ее глаза и так не находит смелости сказать о страшном решении. Эта сцена становится одним из эмоциональных пиков всего спектакля. Иоланта Мельникова прекрасна в роли Соломонии – влюбленной, ждущей, надеющейся, а после – обманутой, растоптанной, униженной.
Безусловно, особенной удачей спектакля «Невольники» стала работа художника-постановщика Николая Юдина и художников по костюмам Марии Рыбаковой, Ирины Подосенковой и Ирины Бабич. Для спектакля создано больше 100 костюмов русского княжеского двора XVI века – роскошные кафтаны и панагии, повседневные и праздничные одежды боярынь, постельничьих, монахинь. И вообще, чувствуется серьезная «проработка» подробностей эпохи, например, все герои совершают крестное знамение двумя перстами, как и было принято во времена Василия III. А самого московского князя называют исключительно «государь», но никак не «царь» – ведь титул царя в качестве официального принял только сын Василия III Иван Грозный. Для тех, кто посещает исторические спектакли с целью убедиться, «все ли там правильно», могу сказать, что «Невольники» с фактической точки зрения сделаны весьма тщательно.
Меня как зрителя несколько смутило присутствие в исторической драме песен и танцевальных номеров, придающих этой трагической истории элементы мюзикла. С другой стороны, почему бы и нет. Есть отличные эпизоды (например, сцена княжеской свадьбы, участники которой поют старинные обрядовые свадебные песни), поставленные с истинно русским размахом. В конце концов, сюжет о злом муже, бросившем жену ради другой, имеет не только трагические, но и мелодраматические коннотации. И в этом смысле желание придать исторической драме некую музыкальную легкость объяснимо.
Владислав ТОЛСТОВ
Фото Максима ШКОЛЬНИКОВА