Одной из самых необычных премьер нового сезона стал спектакль по пьесе норвежского драматурга Генрика Ибсена. Речь о «Привидениях», сюжет которых разворачивается в родовом поместье дворянского рода Альвингов. Госпожа Элена, вдова капитана и камергера, которую играет Дарья Плавинская, собирается открыть приют в память о своем почившем супруге. Казалось бы, что особенного в такой завязке? Между тем, именно она становится спусковым механизмом для целого ряда событий, в которые оказываются втянуты не только представители почтенного семейства, но и, на первый взгляд, абсолютно посторонние люди…
Пьеса «Привидения» рассказывает вовсе не о потусторонних силах. Под этим словом здесь понимается то, что также принято называть «скелетами в шкафу» — неприятными семейными тайнами, секретами, которыми страшно поделиться даже с близкими людьми. Но как раз именно они всплывают вопреки желаниям вдовы Альвинг, пастора Мандерса (арт. Алексей Майский) и столяра Энгстрана (засл.арт. Валентин Кулагин). А закручено все настолько, что на протяжении всего действия зритель не знает, что еще приготовил для него основатель «драмы идей» Ибсен. И когда вы начинаете думать, что уже вряд ли возможно завести сюжет в еще более густые дебри, драматург подкидывает еще несколько сюрпризов.
Особый шарм постановке Александра Павлишина дает малая сцена. События разворачиваются всего в паре локаций – это усадьба Альвингов и готовый вот-вот открыться приют. Да и действующих лиц всего пятеро: кроме уже перечисленных, это сын госпожи Элены – Освальд (арт. Никита Бахметьев), а также Регина Энгстран (арт. Екатерина Юркова), дочь столяра, живущая в доме Альвингов. Но в то же самое время актерам есть где развернуться. А пресловутая «четвертая стена» ломается в этом психоделическом спектакле неожиданно и эффектно – просто в один прекрасный момент вы понимаете, что оказались прямо посреди действия, наблюдая «привидений» почтенного семейства практически в упор.
Временами пьеса довольно тяжела в моральном плане – внутренние терзания действующих лиц не всегда соответствуют нашим представлениям о том, как они должны проходить и к чему двигаться в итоге. Здесь нет однозначно отрицательных и столь же однозначно положительных персонажей. Каждого из этих пятерых вы несколько раз за спектакль успеете и возненавидеть, и пожалеть.
Финал же не оставит впечатления хэппи-энда, но и назвать его трагическим тоже нельзя. Происходящее словно бы повисает в безвременье, оставляя кучу вопросов без ответов. Но тем и интереснее «Привидения», которые не дают оценить себя однозначно, заставляя еще и еще раз перебирать в памяти сюжетные повороты.
Впрочем, не зря возрастной рейтинг спектакля обозначен плашкой «18+». Его посещение несовершеннолетними зрителями не рекомендуется. Взрослым же ценителям Мельпомены точно будет над чем задуматься после просмотра.
Сергей САВИНОВ