При всем уважении к Стиву Джобсу и жанру байопика (фильма-биографии) скажу: снимать кино про легендарного создателя Appleвсе-таки было рановато. Это не потому, что кино не получилось. Оно вышло классическим в своем жанре. И те, кто со времен ленты о Цукерберге и его соцсети Facebookуспел соскучиться по компьютерной американской мечте, должно быть, рады, как и те, кто после смерти Джобса 5 октября 2011 года делает из него икону. Потому и рано.
Главная мысль образа Джобса, его жизненное кредо – нужно изменить мир. Понимание того, что изменится (если изменится), придет позднее (если придет вообще). И скепсис здесь звучит не потому, что я никогда не пользовался iPhone и пишу это из слепой зависти (любая тиражированная вещь для меня обезличена и не связана с ее создателем). Но высокопарные фразы, которые Джобс кидал в зал с трибун и которые были расхватаны падким на звонкое Интернетом, по своему смыслу уступают любому молчанию.
Да, он хотел изменить мир, но эта перемена заключалась, скорее, в изменении подхода к жизни, которое и исповедовал сам Стивен. Жизнь его самого, его опыт для будущих поколений бесценны. Но культовое свечение вокруг его имени сегодня мешает адекватно воспринимать эту сложную и противоречивую личность. Сценаристы отправили Джобса по тропе американской мечты на олимп славы, опустив огромное количество свойств его характера, его жизненных обстоятельств. Получилось клише. Джобс был странным, и его странность была интересна не упорством в движении к цели, не разбрасыванием друзей, а потом собиранием их, а тем, что в нем, как и в любом человеке, уживались и гениальность ума, и дурь самолюбия.
Поэтому, безусловно, рано. Но это взгляд наш – людей, живущих в России и похваляющихся друг перед другом новыми моделями айфонов. Взгляд американцев куда проще – они создают себе героев, примеры для подражания, чтобы сидящие в гаражах с гитарами или паяльниками парни верили: они залезут выше Empire State Building.
Эта философия успеха всегда ретуширована конечными следствиями, не видно промежуточных ее жертв – как со стороны родных и близких, так и со стороны души самого героя. Философия эта прямолинейна, и, заходя в ворота гаража, ты обязательно выйдешь, как минимум, на башню дома Зингера на Невском. Но это не значит, что в ней нет смысла. В мире бизнеса вожака делает стая, а манипулировать стаей, заставить ее верить в полет твоих мыслей – тоже искусство, которым и обладал Джобс.
Фильм интересен в аспекте понимания личности и ее роли в определенном (и не всяком) обществе. Его можно мысленно препарировать, отделять бесчисленные штампы от действительно интересных и тонких деталей. Но все-таки мотивировать это кино должно нас очень осторожно.
Для адекватного понимания роли той или иной личности в истории и развитии общества должно минуть много времени. Должно, как минимум, что-то измениться. Время поверяет гениальность человека, позволяет выдернуть его из клещей моды и сделать бессмертным его имя. Понимая это, можно легко идти и смотреть, потому что кино действительно интересное. Что касается названия «Империя соблазна», то это на совести российских прокатчиков. Оригинальное название фильма просто «jOBS». Такое короткое, корень которого точно от job – работать, но имеющее и значения «обманывать», «злоупотреблять». Все неоднозначно, особенно человек, цель которого – изменить мир.
Мы всегда смотрим самое новое кино в киноцентре Silver Cinema (ТРЦ «Рубин»). Дружелюбный персонал, комфортные и просторные залы – все это делает просмотр приятным, позволяет полностью погрузиться в атмосферу фильма.