Красота цветов так недолговечна… как мимолетное виденье, как мгновенно мелькнувшая мысль. Как человеческая жизнь в масштабах истории. Рано или поздно останется только память. Но память можно сохранить на века.
Именно об этом – проект «Цветы в усадьбе» (0+), одно из самых коротких и ярких событий, реализованных этим летом на площадке Всероссийского историко-этнографического музея, в Знаменском-Райке.


– Эта усадьба становится не только точкой притяжения путешественников, но и местом встречи, поиска вдохновения, обмена идеями и сотрудничества архитекторов, реставраторов, художников. Здесь реализуются совместные просветительские проекты с ведущими музеями России, научным и творческим сообществом, и благодаря поддержке Министерства культуры РФ делается все возможное, чтобы усадьба жила полной жизнью сегодня и была сохранена для наших потомков со всей ее многогранной богатой историей, всеми смыслами и символами, – отметила директор ВИЭМ Ирина Жукова.
Автор и куратор проекта – Екатерина Григорьева, член Союза архитекторов России, архитектор-реставратор, преподаватель Британской высшей школы дизайна.
Идею создать необычный проект, объединяющий архитектуру – память столетий и цветы – радость нескольких дней, поддержали единомышленники. К идее присоединились дизайнеры ландшафтного бюро «МОХ», преподаватели, выпускники и студенты Британской высшей школы дизайна, волонтеры, меценаты.
Не только «дворянское гнездо»
Эта усадьба – больше, чем просто «дворянское гнездо». Дом и парк хранят память о жизни – бурной, насыщенной, переменчивой. Мы привычно ассоциируем Раек с талантом ее создателя Николая Львова и историей любви ее владельцев – генерала Глебова и Елизаветы Стрешневой. Но с той поры прошли два с лишним века, и история усадьбы стала еще более захватывающей и интересной.
Вскоре после окончания Гражданской войны здесь открыли картинную галерею. То, что в такие тяжелые годы в Верхневолжье не просто сохранили один из красивейших памятников архитектуры, но и создали в нем храм искусства, – уже уникальная история. В годы Великой Отечественной войны в Райке находился госпиталь, где ставили на ноги бойцов с самыми тяжелыми ранениями. В нем проходил лечение Алексей Маресьев. Одно время здесь располагалась колония для несовершеннолетних.
И каждая страница жизни усадьбы наложила свой отпечаток на ее облик, но при этом органично вписалась в изначальный замысел. Таков гений Львова: он строил для жизни во всех ее проявлениях. Этот принцип Николай Львов почерпнул у знаменитого итальянского архитектора Андреа Палладио. А тот, в свою очередь, был наследником античных мастеров. Так что, по большому счету, Раек еще и живой символ преемственности традиций в искусстве, от античности до современности.
– Цель нашего проекта – рассказать о ценности того, что мы здесь видим. Уникальность усадьбы Знаменское-Раек в первую очередь в том, что она сохранила практически подлинный облик, избежала приспособления под нужды более поздних эпох. Мы можем видеть стены, потолки и росписи такими, как это было в XVIII веке. А рядом – следы советских времен. Мы запечатлели на фото мимолетность цветов и быстротечность времени, подлинность жизни этого уникального дома. Расцвет, увядание, исчезновение, новый виток истории – круг, который проходят все в этом мире. И люди тоже. Архитектура более долговечна, но и у нее есть свой срок. Но в наших силах его продлить. На мой взгляд, эти интерьеры нуждаются только в консервации, бережном сохранении, – рассказывает Екатерина Григорьева.
Сны о прошлом и слои времени
Когда в старинном доме появляются цветы, он становится обжитым. А может быть, этому ощущению способствуют удивительно красивые предметы интерьера, созданные дизайнерами и художниками – участниками проекта? Уютные ковры и строгие скатерти, невесомый хрусталь и посуда с барельефами служат фоном для флористических композиций, которые в полном смысле слова являются гимном красоте русской природы. Ведь все эти цветы – эндемики, композиции составлены именно из тех растений, которые можно собрать в усадебном парке и на берегах реки Логовежь.
– Эти композиции – словно сны о прошлом. Как здесь жили люди, пили чай, разговаривали, как бы здесь жили мы. И я горжусь, что в их создании участвовали мои студенты, – делится стилист и дизайнер с 25-летним стажем Юлия Чеботарь.
Еще одна участница проекта, дизайнер и преподаватель Елена Медведникова, замечает: такой творческий эксперимент – источник вдохновения.
– Это потрясающее место, здесь мы можем увидеть слои времени, через эти стены, оставшиеся элементы лепнины, росписи на потолке мы ощущаем связь времен, связь поколений: великих русских архитекторов, современных мастеров и молодых творцов, студентов, которые воспитываются на этой потрясающей атмосфере, обращаются к истокам русской культуры. А свежие мысли и лучшие решения приходят именно на стыке искусств. Сейчас усадьба требует работ, которые сделают возможным, безопасным и доступным для больших групп посещение всех этажей. Но очень важно сохранить все исторические слои, подлинность материала и атмосферы.
Взгляд на пространство
У каждого человека свой взгляд на то пространство, в которое он попадает. И взгляд туриста зачастую отличается от взгляда архитектора. Посетитель подобного места нередко ждет аристократического блеска и роскоши, полного погружения в «золотой век» Екатерины или иную эпоху. Реставратор видит судьбу, записанную на стенах.
Как морщинки на человеческом лице рассказывают о пережитых любви и тревоге, труде и надежде, так и патина времени на стенах дома – отражение тех же явлений. И задача историков, реставраторов, краеведов, музейных работников – примирить эти две тенденции, научить путешественников видеть и понимать не просто идеальный образ дворянской усадьбы, но и подлинную историю ее жизни на всем протяжении. И в Знаменском-Райке это делают. Всероссийский историко-этнографический музей уже второй год проводит здесь «Культурные сезоны». Архитекторы, реставраторы, музыканты с мировым именем, даже биологи приезжают сюда, чтобы беседовать с посетителями усадьбы о науке и искусстве. Ведь на примере этого уникального объекта можно показать буквально все – от традиций палладианства в архитектуре до редких растений нашей полосы.
По словам Екатерины Григорьевой, проект, вероятно, будет иметь продолжение. Ведь в России много памятников, к которым необходимо привлечь внимание, и о них тоже можно рассказать на языке цветов. А Знаменское-Раек станет отправной точкой для этого прекрасного начинания.