277-й сезон Тверского академического театра драмы завершился на высокой классической ноте: премьерой по пьесе Лопе де Веги «Дурочка» (16+).
Пьеса была написана 410 лет назад, в 1613 году, рукопись ее хранится в Национальной библиотеке Мадрида. А первый русский перевод «Дурочки», сделанный великим советским переводчиком Михаилом Донским, впервые был опубликован 60 лет назад, в 1963 году.
Режиссер из Ростова-на-Дону Геннадий Шапошников уже в третий раз представляет свою работу тверскому зрителю – до этого были «Доходное место» по Островскому и шекспировская комедия «Укрощение строптивой».
Сюжет несложный. У сеньора Октавио (Андрей Журавлев) две дочери на выданье. Старшая Ниса (Виктория Козлова) – благочестивая, но холодная умница. Ее сестру Финею (Дарья Осташевская) считают дурочкой, но это не умственная неполноценность, а неиспорченность, чистота, наивность. Она воспринимает окружающий мир с детской непосредственностью – такой женский вариант недоросля Митрофанушки. Даже ее учитель (Константин Василенко) впадает в отчаяние, оказавшись неспособным заставить подопечную выучить хотя бы алфавит.
Впрочем, у «дурочки» есть важный козырь: отец дает за ней в приданое 40 тысяч золотых, тогда как за умницей Нисой – всего 10, и поэтому вокруг Финеи клубятся сваты и потенциальные женихи. Среди них местный шалопай Фенисо (Сергей Бескакотов), поэт Дуардо (Евгений Романов) и два главных, так сказать, претендента – столичный кабальеро Лауренсьо (Александр Крайнов) и грубый, но богатый идальго Лисео (Геннадий Бабинов).
У каждого из главных персонажей есть по слуге (Никита Бахметьев, Андрей Смирнов, Елена Филатова и Евгения Голубева), которые тоже устраивают любовные игры. Если бы во времена Лопе де Веги существовал психоанализ, можно было бы сказать, что слуги – это проекция подсознания их хозяев. А с учетом того, что они представляют все четыре типа существующих темпераментов, получается наглядный учебник по прикладной психологии.
Если «Дурочку» не смотреть, а читать в переводе того же М. Донского, пьеса воспринимается как сплошной набор штампов и общих мест. Все эти неожиданные встречи, подслушанные признания, лукавые слуги, банальные сентенции о богатстве, браке и любви – все это устарело еще тогда, когда пьесы Лопе де Веги ставили на подмостках европейских театров. Чтобы влить в эти меха новое вино, нужно оригинальное прочтение. И Геннадию Шапошникову это удалось. Он то и дело удивляет зрителя. Кавалеры-женихи появляются на сцене в брутальных кожаных куртках в стиле стимпанка (художник по костюмам Ирина Подосенкова). На сцену выносят микрофоны и все персонажи исполняют песню Адриано Челентано, а девушки-невесты сопровождают это зажигательным танцем фламенко. Собравшись под балконом, на который должна выйти одна из невест, кавалеры поют Quizás, quizás, quizás – романтический итальянский хит. А из кулисы в кулису, пританцовывая, проходит человек в ростовом костюме месяца, после чего кто-то меланхолично сообщает – «прошел месяц». Это отличная шутка – неожиданная, остроумная, яркая, я бы даже сказал – лучшая шутка уходящего сезона.
Геннадию Шапошникову удалось создать в спектакле хороший актерский ансамбль, в буквальном смысле – герои «Дурочки» поют, танцуют, дерутся на шпагах. Да, есть некоторая сумбурность, к середине второго действия запутываешься, кто там на ком собрался жениться. Но лаконичность сценического решения и ряд интересных ролей (особенно запомнился Андрей Смирнов в роли Педро) – несомненные достоинства этой постановки.