Тверской областной академический театр драмы открыл юбилейный, 275-й сезон. Последние месяцы театру пришлось пережить закрытие на полгода в связи с пандемией коронавируса, но к новым долгожданным встречам со зрителями артисты и режиссеры подготовили немало интересных творческих сюрпризов. О премьерах, ремонтах, юбилейных и неюбилейных событиях мы поговорили с директором театра С. В. ВЕРЖБИЦКОЙ.
— Светлана Валентиновна, позвольте начать с неюбилейного вопроса. На днях объявлено о создании нового ведомства – министерства культуры. В свое время вы курировали в областном правительстве социальную сферу, в том числе культуру. Что вы теперь как директор театра ждете от новой структуры, которая будет отвечать за культурную политику?
— Вы знаете, как раз сегодня у нас прошел художественный совет, где обсуждали старый спектакль, любимый тверскими зрителями «№ 13 (Беспорядок)», но в обновленном актерском составе и сценическом оформлении. Спектакль идет уже 17 лет и всегда при полных залах. Пришло время обновить эту комедию, провести перезагрузку – не только этой постановки, но и других в репертуаре. И если вы помните, Игорь Михайлович Руденя, когда представлял идею создания министерства, именно об этом и говорил – о перезагрузке нашей культурной политики. Мне видится, что повышение статуса министерства культуры будет требовать перезагрузки, переосмысления концепции развития культуры.
— У вас есть своя концепция развития театра?
— Конечно, и мы начали проводить перезагрузку с того момента, как я возглавила театр. Потому что невозможно работать руководителем, не понимая, куда двигаться, какие цели поставить. Мы определили миссию театра, цели и задачи. Если говорить о миссии, то это сохранение традиций русского академического театра, которые заложила Вера Андреевна Ефремова. Наш театр как локомотив, который хранит ценность русской классики, духовность и нравственность. А одна из основных задач – это возвращение зрителя в театр. Было какое-то время, когда был серьезный отток. И мы справились с этой задачей, за что хочу поблагодарить всю нашу команду.
— Как это получилось?
— Мы посмотрели репертуар, определили его основу и посмотрели, что можно обновить… И, сохранив миссию, о которой я сказала выше, начали серьезно работать с современной драматургией, стали предлагать зрителю новые форматы общения с театром – и в социальных сетях, и на сайте, и в Ютубе. Мы есть сейчас на всех платформах, используем все современные технологии. Начали обновлять актерскую труппу, к нам пришли молодые актеры, что необходимо для развития любого театра. И стали приглашать режиссеров, которые не работают в театре. Это не «гостевые звезды», это люди, которые стали друзьями нашего театра, и к нам они приезжают после тщательного отбора. Нет самоцели пригласить сюда «звезду». Выбираем по таланту. Важно, чтобы режиссер совпадал с нашей миссией, бережно сумел сохранить наши ценности и в то же время привнес свой взгляд, свое отношение. И для актеров это важно, когда они работают с новым режиссером.
Зритель, ковид и репертуар
— Кто из таких «гостевых режиссеров» сейчас работает?
— К сожалению, в этом сезоне нам пришлось отказаться от такого формата, как и большинству театров в России. Эпидемия перераспределила ресурсы в пользу команды. Наши планы не отменяются, они отодвигаются. Все будет зависеть от финансовых возможностей. Нам пришлось на полгода остановить спектакли, чего за всю историю ни разу не было, даже в Великую Отечественную войну театр работал, поднимал дух зрителей, была лишь короткая передышка.
Но у нас есть несколько действующих свежих спектаклей, которые поставлены приглашенными режиссерами, успешно живут в репертуаре. Это «Дачная лихорадка» петербургского режиссера Бориса Гуревича, очень интересное решение. Это и спектакль «Свадьба Кречинского» безвременно покинувшего нас Михаила Борисовича Борисова с вахтанговским подходом, который прежде не использовался у нас в театре, спектакль получился замечательный. Это и постановка главного режиссера Театра на Покровке Геннадия Шапошникова – «Доходное место». Геннадий Викторович вернул этого автора в репертуар, нам очень-очень не хватало такой драматургии.
— Сейчас открылся юбилейный, 275-й сезон. Не было идеи поставить первый спектакль, который разыграли на сцене в первый сезон тверского театра, – «Синопсис, или Краткое видение декламации Высочайшему дню рождения императорского величества»?
— Не думаю, что это интересно нашим зрителям. Но спасибо за вопрос, потому что в ближайшей премьере «Невольники» мы как раз обращаемся к исторической теме, более того – к эпохе Василия Третьего, это раннее русское средневековье, XVI век. У нас были исторические постановки, но этой эпохи театр никогда не касался. Легенда, затронутая в спектакле, основана на реальных исторических событиях, и это будет музыкально-драматическое произведение. Несмотря на контекст, постановка Иоланты Мельниковой затронет проблемы, которые волнуют и наших современников. Не буду раскрывать всех секретов, но это история любви…
— Вы академический театр, ориентированный на классику, но в репертуаре есть и пьесы современных авторов. Как вы их выбираете, как они попадают на сцену?
— Должна признаться, что театру сегодня найти хорошую пьесу современного автора очень и очень сложно, к моему огромному сожалению. Это долгий и кропотливый труд. В этом году мы остановились на известном не только драматурге, не только писателе, но и актере и режиссере Евгении Гришковце и взяли его пьесу «Весы». Планируем в декабре представить одноименный спектакль на сцене нашего театра в постановке Александра Павлишина.
— А когда публика будет кричать «Автора! Автора», Гришковец выйдет на сцену?
— Мы планируем его пригласить. А еще в декабре планируется перезагрузка (с обновленным актерским составом) замечательной, давно любимой нашими зрителями пьесы Островского «Женитьба Белугина», которую в свое время поставил народный артист России, к сожалению, уже покинувший нас, Александр Александрович Чуйков. В конце ноября состоится премьера-перенос на большую сцену спектакля «Василий Теркин», который поставил Александр Сафронов. Премьера постановки была запланирована на малой сцене, но мы убедили Александра Александровича, что театрализованные страницы поэмы, посвященные 75-летию Победы, нужно перенести на большую сцену, так как это очень достойная работа с точки зрения режиссуры и актерских образов.
Занавес, кресла и грант
— 275 лет – это очень серьезно. Насколько я знаю, в Твери нет культурных институций такого почтенного возраста. Скажите, а правительство области что подарило к юбилею театра?
— Вы знаете, мне не очень нравится, когда делают подарки к юбилею, а от юбилея до юбилея не обращают внимания. Я за то, чтобы помогали постоянно, а не к празднику. И здесь надо сказать, что правительство области нас поддерживало все эти годы. Мы и звук новый купили, и ремонт сделали, которые способствуют лучшему комфорту зрителей в нашем театре. В 2019 году мы выиграли грант Фонда инвестиционных стратегических программ Всемирного банка и выиграли как раз тему, на которую из бюджета неохотно выделяются средства, – это новая одежда сцены, замена полов в зрительном зале, новое ковровое покрытие. Но главная наша радость – мы заменили занавес, который так давно ждали!
А с правительством области идет постоянная работа. И его вклад в наш юбилейный сезон будет заключаться в замене всех кресел в зрительном зале. Это будет красивая точка в юбилейном сезоне, которую мы поставим вместе с правительством.
— А сколько у вас кресел?
— 700 плюс 6 приставных. И мы долго по документам выясняли, сколько прослужили действующие театральные кресла. Оказалось, они установлены еще в конце 70-х. Сейчас они уже старенькие, продавленные, хотя и крепкие по-прежнему. Сейчас мы готовим проект – театральная мебель всегда создается только по индивидуальному заказу.
Не жалею ни минуты
— Светлана Валентиновна, не могу не задать этот вопрос. Три с половиной года назад вы стали директором театра, не являясь при этом ни театральным человеком, человеком, так сказать, «из среды». Какой опыт вам дали эти годы, насколько вам интересно, жалеете или нет?
— Ни минуты не пожалела. Хотя было неожиданно, что Игорь Михайлович Руденя мне предложил это назначение. Но когда я смогла оценить перспективы, то поняла, что это подарок судьбы. Для меня театр не был чужим, я прекрасно его знала и руководителей знала, и с Верой Андреевной у нас прекрасные отношения.
Мне кажется очень важным определить, какие цели с командой ставить, будучи руководителем. Мы поставили амбициозные задачи и выполнили их. Не все складывалось просто, и это нормально, и работы впереди еще много. Я бы хотела, чтобы каждый понимал, какое место Тверской областной академический театр драмы занимает в нашей культуре – и региональной, и российской. Много раз говорилось, что, если кто-то хочет уничтожить народ, надо прежде всего лишить его культуры. А в системе культуры театр – один из краеугольных камней, фундамент, основа. И если будет развиваться наш театр, значит, будет лучше и всей культуре Тверской области.
Владислав ТОЛСТОВ