Далеко не каждый художник может похвастаться километровыми полотнами да еще тем, что его работы близки к телу едва ли не каждого жителя страны, причем не в переносном, а самом что ни на есть прямом смысле. Надежда Арсеньевна Мартьянова из числа немногих таких мастеров. Она художник текстильного рисунка. За плечами стаж в сорок лет и копилка работ, число которых трудно определить, медаль отраслевого министерства, членство в Союзе дизайнеров России.
Текстиль с ее рисунками – часть истории двух больших стран: СССР и России. В наши дни Надежда Мартьянова создает рисунки тканей, в основном идущих на изготовление комплектов постельного белья.
Прививку хорошего вкуса Надежда Арсеньевна получила от своего отца. Арсений Петрович по образованию был архитектором. Принимал самое живое участие в проектировании послевоенного Калинина с 1946 по 1955 годы. Не без его участия «сталинками» приросло ближнее Заволжье, в основном нынешняя улица Горького.
Нередко дома он делал акварельные отмывки для будущих проектов или рисовал акварелью же пейзажи, наблюдая их из окна, в стиле Василия Поленова. Дочь подглядывала за ним, а однажды даже решила подправить очередную папину работу. Всегото и добавила пару штрихов зеленым, но отец заметил сразу и выговорил дочери за самодеятельность.
В школе Надежда была ответственна за наглядную агитацию, выпуск стенгазет, посещала исторический и художественный кружки во Дворце пионеров. По окончании средней школы дилеммы, куда идти учиться дальше, перед Надеждой не стояло. Она поступила в Московский технологический институт, который с отличием окончила в 1974 году. Вернулась в Калинин. Трудоустроиться помог папа, подключивший связи в руководстве Калининского хлопчатобумажного комбината. Сначала была ставка стажера художника по ткани. Через три месяца Надежду Арсеньевну ждал перевод в штат.
– Художники текстильного рисунка в те времена работали вручную, – вспоминает Надежда Арсеньевна. – Краски, кисти, вода, планшет – вот весь наш арсенал. Наши рисунки можно было увидеть на ходовых ситце и фланели и других тканях, вырабатываемых в стране.
Художники примерно раз в год имели возможность на месяц удаляться в творческие командировки по стране. Сами выбирали направления и составляли маршрут. За тридцать дней посещали до дюжины различных городов, где делали зарисовки, которые потом шли в работу.
В советские времена Калининский хлопчатобумажный комбинат выпускал до миллиона метров готовых тканей в месяц. Сколько сегодня полотняных изделий с рисунками Надежды Арсеньевны бродит по стране, сложно сказать. Все ее работы и работы коллег сегодня утверждаются руководством в Москве и только после этого оказываются, чаще всего, на постельном белье, изготавливаемом в городе Тейково (Ивановской области), реже — на полотенцах.
В наши дни процесс изготовления рисунка для текстиля полностью автоматизирован, но, как и прежде, взявшись за решение очередной производственной задачи, Надежда Арсеньевна испытывает легкое волнение: удастся ли на этот раз протиснуться в игольное ушко поставленного задания.
И в СССР, и в современной России велик спрос на текстильные рисунки с цветочной тематикой и геометрией. Есть и сезонные заказы. Не так давно работодатель запросил рисунки с драконьей тематикой.
Сейчас Надежда Арсеньевна трудится над созданием композиций по мотивам популярных отечественных детских мультипликационных сериалов «Маша и Медведь» и «Барбоскины». Часть ее рисунков уже сегодня на постельном белье для малышей.
У современных художников текстильного рисунка работы невпроворот. Несмотря на занятость, Надежда Арсеньевна выкраивает время на отдых. Ее отдохновение – акварель. Это одна из сложнейших живописных техник. Если маслом художник может переписать картину несколько раз, чтото переделать или полностью изменить, не теряя при этом живости и легкости изобразительного языка, то в акварели это практически невозможно. Надежда Арсеньевна создает работы в технике алла прима. Объект ее творчества – природа. Натура чаще всего находится в окрестностях дачи на Тверце или на отдыхе на юге.
– На природе никто и ничто не закроет тебе истинной красоты. Ты один на один с нею, – говорит художница. – Я стараюсь рисовать быстро. Из одиннадцати этюдов только один выходит стоящим.
Природа и орнаменты – и в гобеленах Надежды Арсеньевны. Кстати, ее дипломная работа – гобелен – хранится в Тверском театре кукол. Гобелены – еще одна ее большая любовь. Если в советские времена на их изготовление шли крашенные акварелью хлопчатобумажные и капроновые нити, то теперь это шерстяная нить.
Массовый зритель сможет познакомиться с работами Надежды Мартьяновой уже будущей весной. Вместе с коллегами она примет участие в выставке под названием «Дизайнеры рисуют».
Ольга ПЕТРОВА