К пушкинскому юбилею тверской академический театр драмы подготовил премьеру, о которой говорили уже давно – «Пиковую даму» в постановке главного режиссера театра Александра Павлишина. Спектакль участвует в акции «Пушкинская карта».
Больше всего, отправляясь на премьеру, опасался, что представят некую усредненную сценическую версию пушкинской повести. Мы же все знаем сюжет: молодой амбициозный офицер-инженер Германн, желая разбогатеть, узнает о некоей истории, случившейся с престарелой графиней Анной Федотовной – якобы сам граф Сен-Жермен (граф Калиостро) сообщил ей секрет трех карт, которые всегда выигрывают. Чтобы разгадать этот секрет, Германн начинает ухаживать за бедной воспитанницей графини Лизой, и когда Лиза наконец-то согласна принять кавалера в своей комнате, Германн проникает в дом, прокрадывается в спальню старой графини, наводит на нее пистолет, требуя назвать три заветные карты. Но что-то пошло не так: графиня умирает, Лиза в ужасе и считает Германна убийцей, и тому только и остается, что пойти и напиться. А после ему явится дух покойной графини и сообщит те самые три верные карты – тройка, семерка, туз. После чего Германн отправится в клуб, где как раз играет приезжий банкомет Чекалинский. Поставит тройку – выиграет. В следующий день поставит семерку – и выиграет. В третий день поставит туза – и услышит ласковые слова Чекалинского «дама ваша убита». Вместо туза у Германна в руках пиковая дама, что, как мы помним, означает тайную недоброжелательницу. «Старуха!» -в ужасе восклицает Германн и сходит с ума.
Пушкин, который сам состоял в списке главных банкометов России, написал «Пиковую даму» по мотивам анекдота, который ему рассказал его приятель Голицын. «Пиковую даму» ставили на десятках театральных сцен, есть экранизации, есть даже кукольный спектакль, не говоря уже о знаменитой опере Чайковского. Отправляясь на премьеру, гадали, какую версию предложит зрителям Александр Павлишин?
Он весьма неожиданно подошел к сценическому воплощению «Пиковой дамы». Те самые три карты и Пиковая Дама становятся не фантомами, а реальными действующими лицами спектакля. Тройка (Евгения Голубева), Семерка (Андрей Недельский), Туз (Никита Березкин) полновластно царят на сцене. Как и их атаманша Дама в черном (засл.артистка России Дарья Плавинская), с веером в руке, который она то и дело резко раскрывает, и этот треск словно задает внутренний ритм спектакля. Это придумано хорошо, сочно: звук веера словно глас Фортуны постоянно напоминает главному герою – слаб ты, человече, слаб.
И то, что карты становятся не просто наваждением главного героя, а его постоянными спутниками – это тоже отличная находка! Иногда кажется, что они — это внутренний голос героев «Пиковой дамы», иногда – что это слуги порока, мелкие бесы, которые разыграют с Германном злую шутку, заранее зная, чем она закончится. Тройка, Семерка и Туз постоянно присутствуют на сцене – передразнивают слова персонажей, заглядывают через плечо Лизе, читающей любовные письма Германна, поминутно принимают вычурные позы, кривляются на похоронах старой графини… Они все время в движении, все время находятся там, где происходит самое интересное – кувыркаются, бегают, танцуют, пересмешничают, создают невероятный драйв этакого жутковатого фарса для этой, в общем, скучноватой повести. И в какой-то момент начинаешь понимать, что пушкинская история вовсе не о том, как один офицер захотел разбогатеть и предал все свои принципы, а о другом. О том, что случай – не слепое орудие судьбы, а проявление магической силы, неподвластной человеку. И поэтому Дама в черном со снисходительной улыбкой внимает горячечным речам Германна, когда он кричит ей, что все, больше не нуждается в помощи Фортуны, теперь он сам себе хозяин!
Роли «карт» и самой Дамы в черном оказались самыми насыщенными, яркими, запоминающимися в спектакле. Но невозможно забыть и игру молодых актеров Артема Яцуненко (он сыграл Германна, это его первая главная роль в премьерном спектакле на тверской сцене), и Анастасию Клименкову в роли Лизы. Как всегда, безупречен в рисунке роли Константин Василенко, сыгравший Томского (прототипом которого стал тот самый Голицын, пушкинский приятель). Старую графиню сыграла Татьяна Лугачева, а в мае обещают, что в этой роли перед публикой предстанет сама народная артистка России Наина Хонина, которая выйдет на сцену в роли графини Анны Федотовны в день своего рождения.
Хочется отметить и великолепную хореографическую работу Натальи Черниной, и музыкальное оформление Иоланты Мельниковой, как точно и умело в спектакле используется музыка Альфреда Шнитке, и работу художника по костюмам Ирины Подосенковой. Но сильнее всего мне запомнилось оформление сцены, придуманное Николаем Юдиным, такое подчеркнуто эклектическое смешение разных стилей и эпох. Где старинные столы, покрытые зеленым сукном, превращаются то в обеденный стол у конногвардейца Нарумова, то в обстановку девичьей комнаты Лизы, то в постамент, на который водружают венки на похоронах… А самое сильное впечатление произвел стеклянный столб посреди сцены. Назначение его оставалось непонятным вплоть до того момента, когда старая графиня испустила дух, и внутри столба вспыхивает и проносится вверх огненная комета – не то отлетела к небу душа Анны Федотовны, не то превратились в кровавый дым мечты честолюбца Германна.
И еще, конечно, «Пиковая дама» в постановке Александра Павлишина превратилась в несколько фарсовую притчу об алчности и наказании за неправедно нажитое богатство. Недаром же Германн несколько раз произносит фразу о том, что он готов «жертвовать необходимым в надежде приобрести излишнее». Именно на этом и поймают его мелкие бесы азарта, уничтожив его любовь, надежду и саму жизнь. Согласитесь, что именно эта моральная дилемма (довольствоваться необходимым или рисковать ради лишнего) остается актуальной даже сегодня, спустя два века просто написания «Пиковой дамы».
Возрастное ограничение 12+