31 мая в 17.00 приглашаем всех желающих в славянский зал Тверской областной библиотеки имени Горького на премьеру моноспектакля «Невеста» по рассказу А.П. Чехова. Исполнитель Лёша Зинатулин.
Рассказ Чехова «Невеста» — последнее законченное произведение автора, был опубликован в 1903 году.
Ещё в 1902 году Антон Павлович в переписке с Миролюбовым о рассказе «Архиерей» упоминает о «другом рассказе». Вполне вероятно, что писатель имел в виду именно «Невесту». Работа над ним началась в декабре 1902 году в Ялте и шла очень медленно.
«Хотя и медленно, но всё же пишу. Сейчас сажусь писать, буду продолжать рассказ, но писать, вероятно, буду плохо, вяло, так как ветер продолжается и в доме нестерпимо скучно».
К 20 февраля черновой вариант рассказа был готов, беловая рукопись была готова к 27 февраля.
Чеховым было сделано большое количество правок от самого первого варианта рассказа до последнего.
Как и в большинстве своих произведений, в этом рассказе писатель не создал каких-либо трагических ситуаций. События развиваются в провинциальном городке, в богатой семье, где жизнь проходит однообразно и размеренно, и ничто не предвещает её изменения.
Большинство критиков придаёт большое значение финалу рассказа.
«Бодрый, сильный аккорд, заканчивающий эту прелестную вещь, звучит в душе читателя как победный клич, как торжество жизни над мертвой скукой и пошлостью серой и однообразной обыденности».
А. И. Богданович
По рассказу был снят одноименный фильм в1957 г. (режиссёр Григорий Никулин, в роли Надежды- Татьяна Пилецкая — на фото (kino-teatr.ru).
От «Знаков сезонников» о премьере «Невесты»
Подошел к концу театральный сезон «Рассказы разных лет», наверное, самый плодотворный для студии «Знаки сезонников». Выпущено 7 премьерных постановок, среди которых спектакли по рассказам Юрия Казакова, Герарда Реве, Ольги Гренец, Михаила Кузмина, а также кукольный безмолвный моноспектакль «Радиоповесть» по мотивам записных книжек Евг. Замятина и картинам ненецкого художника Тыко Вылки.
Сезонники организовали и провели три мультиформатных фестиваля: «Печать Антиноя», десятые юбилейные «Рождественские концерты» и необычный проект «Лермонтов–Параджанов. Демон–Демон».
Специальные показы прошли в московских музеях – Домике Чехова и Музее Востока, а также в Санкт-Петербурге – Центре Андрея Белого, библиотеке им. Некрасова, Большом зале Русского географического общества.
В завершении сезона Лёша Зинатулин приготовил очередной сюрприз – премьеру моноспектакля «Невеста» по рассказу Антона Павловича Чехова.
Помимо того факта, что спектакли студии всегда отмечены знаком качества, приведем еще четыре причины посетить премьеру.
Чеховская комедия
То, что сезон, посвященный изучению жанра малой прозы, завершает чеховская постановка и предсказуемо, и рискованно.
Сезонники уже обращались к рассказам Чехова. Невеста Надежда Шумина наследует от Наденьки из морозной «Шуточки» доверчивость и незащищенность.
«Невеста» – последний, прощальный рассказ Чехова, сквозь который прорастает знаменитый «Вишневый сад». В тексте можно встретить приметы последней комедии Антона Павловича: и звук лопнувшей струны, и майский цветущий сад как место действия, и монологи вечного студента Пети Трофимова.
Рассказ отличает «вдохновенность мысли, филигранная отделка и предельная сжатость сюжета» (Д. Рейфильд). Постановка сохраняет взвинченный ритм лирических и комических сцен. Однако это, прежде всего, серьезный разговор о вишневом саде сегодня: о стремлении к модернизации и пустых словах, о старинном доме и возвращении в него блудного сына, размышления о противоречиях русского характера – предприимчивости и безделье, показной роскоши (бриллианты на каждом пальце) и бытовой неустроенности.
Сентиментальный вальс
Поэт Михаил Кузмин отмечал культурно-историческое значение Чехова и Чайковского как показательных фигур художественной интеллигенции 80-90 годов XIX века. Нежный меланхолический талант чеховской прозы подхватывает музыкальный лейтмотив спектакля – «Сентиментальный вальс» Чайковского. Мелодия звучит в переложении для разных инструментов: скрипки, фортепиано, трубы и даже загадочного терменвокса.
Шесть персонажей у окна
Спектакль стал первым опытом в рамках масштабного исследовательского проекта, посвященного 60-летнему юбилею здания областной библиотеки им. А.М. Горького. Постановочное решение отталкивается от пространства славянского зала. Шесть окон – шесть глав, шесть персонажей. Пейзаж за окнами превращается в огромную «живую» декорацию – веселый, шумный сад.
Каждая глава разыгрывается в оконном пролете в точном соответствии с текстом Чехова: «сквозь окно», «большое старое окно», «бросится в окно», «ветер стучал в окно» (как не вспомнить пушкинскую «Метель»: побег Маши под вой ветра и стук ставень), «окно вагона», «те же окна с белыми наивными занавесками». Усиливает впечатление белоснежные листочки с текстом, словно поднятые порывом безжалостного ветра и навсегда повисшие в воздухе.
Стихотворения Александра Миронова
Инкрустация театрального действа поэтическими вставками – излюбленный прием сезонников. В той же «Шуточке» в кульминационной сцене звучали стихи Марии Луизы Спациани.
В «Невесте» Лёша Зинатулин исполняет стихотворения Александра Миронова из последнего сборника поэта «Без огня» (2009). Александр Миронов (1948 — 2010) – один из самых любимых поэтов «ленинградской второй (неподцензурной) культуры», лауреат Премии Андрея Белого (1981). Входил в круг поэтов Малой Садовой, с 1966 – в группу хеленуктов. Автор нескольких рукописных сборников.
«Поэзия Александра Миронова на первый взгляд глумлива, мрачна и безысходна. Это поэзия глубины гибели. Но и поэзия надежды на спасение» (Наталия Черных). На этих перепадах строится и поздняя проза Чехова.
Пожалуй, «Невесту» можно назвать лучшим подарком от студии «Знаки сезонников» в уходящем театральном сезоне и в последний день весны.