Очередной, 32й номер журнала «Тверская старина», представленный на Неделе тверской книги в областной библиотеке имени Горького, – это объемный том почти в двести страниц, предлагающий жителям Тверской области и всем интересующимся историей нашего края краеведческие новинки, очерки, письма, фотографии. Журнал имеет целых две публикации, заслуживающих, чтобы стать «гвоздевыми». Одна из них – письмаоткрытки Дмитрия Сергеевича Лихачева на адрес руководителя Тверского отделения Фонда культуры, главного редактора «Тверской старины» Татьяны Пушай, а вторая – начало неоконченного романа Владимира Исакова «Восьмидесятые. Перед крушением».
Публикация этого романа – событие в литературной жизни Тверской области, хотя, конечно, сам автор, имей он возможность продолжать работу над книгой, едва ли бы согласился с нами. Владимир Захарович был человеком чрезвычайно скромным. Уже из заглавия понятна оценка и общая идея автора, который, очевидно, намеревался провести своих героев из советского прошлого, через роковые 90е, в наши дни. Осмотреться здесь с ними, чтобы както сориентироваться и самому, и сориентировать читателей: как жить, как не лгать, как искать правду. То, что идея у Владимира Захаровича была не меньшей, почемуто нет сомнений. Может быть, и сам роман задумывался как эпопея. Увы, этого нам уже не узнать. Сама по себе решимость на такой «несовременный» жанр, как романэпопея, много говорит об авторе. Исаков был несовременный человек, несовременный в его стремлении быть в духовной близости с людьми прошлого, летописцами, авторами житий, хождений и воинских повестей. Теперь его собственные тексты стоят в ряду книг, на которые он равнялся. И уже нам предстоит соразмерять себя с ними…
Лихачевские письма – это часто строчка или несколько строк, что называется «на полях». Они, конечно, должны восприниматься в общем контексте его творчества. Но даже как простые знаки внимания эти небольшие письма говорят о Лихачеве много как об одном из последних великих представителей русских интеллигентов XX столетия, носителей в первую очередь нравственного начала.
Может быть, обращая внимание на эти публикации, мы несколько меньше можем сейчас привлечь внимания читателей к другим. Но едва ли есть смысл подробно расписывать краеведческие публикации – нужно открыть журнал самому. В этом номере обращают на себя внимание два очерка Александра Семёнова (особенно второй – об известной тверской фотостудии Я. и Е. Элленгорн, портреты работы которой есть во многих семьях, в том числе и у пишущего эти строки). Удачно совпала с этой публикацией и биография бежецкого фотографа начала XX века П.М. Дружинина, подготовленная Сергеем Сениным.
Интересны и материалы о церкви села Рясня, собранные Александром Шитковым, за тем досадным исключением, что автор неверно назвал главнейший источник по ранней истории Рясни – он на самом деле именуется «Материалы для истории, археологии и статистики церквей города Ржева и его уезда с городом Осташковом и его уездом XVII и XVIII столетий» и принадлежит известным архивистам и историкам конца XIX века Холмогоровым. Труд не был завершен в связи с их кончиной и так и не увидел свет цельной книгой. Как всетаки иногда перекликается прошлое и настоящее…
Можно назвать еще хороший очерк Сергея Кузина о Пушкине, Вульфах и Казнаковых, статью о Матвее МуравьевеАпостоле Галины Лумпановой, интересные своей краткостью тезисы об истории Твери Петра Малыгина. Но внимательному читателю лучше заглянуть, наконец, в новый журнал и найти то, что именно ему более всего интересно, дорого и близко.
Павел ИВАНОВ