К нам приехал подлинный принц
И на самом деле, принц приехал – самый настоящий. Правда, на портрете. Работы великого Ореста Кипренского. Портрет принца Георга Ольденбургского начала XIX века из коллекции Государственного музея-заповедника «Царское Село» до конца ноября будет украшать Белый зал Императорского Путевого дворца.
Помимо него этот парадный зал обжили представители династии Романовых – от Екатерины II до Александра I. Тоже, конечно, на портретах, но подлинных и часто – уникальных. Чего стоит малоизвестный портрет великой княгини Екатерины Павловны, которым особо дорожил ее царственный брат.
Выбор экспонатов на этой выставке – в полном соответствии с названием проекта «Из истории государства Российского. От Екатерины Великой к Екатерине Павловне». Здесь представлены роскошная графика, великолепная ампирная мебель, мелкая пластика, мундирное платье Екатерины II и прочие раритеты.
Проект реализован при поддержке Министерства культуры Российской Федерации, комитета по делам культуры Тверской области, Государственного музея-заповедника «Царское Село», Тверской областной картинной галереи и семьи меценатов и собирателей Карисаловых.
Событие, если говорить прямо, уникальное, для Твери – редкостное. Открытие выставки 9 августа собрало множество горожан – пожалуй, в залах дворца такого многолюдья не было давно. Публика при этом не случайная. Знакомых лиц не только много – было приятно здороваться не переставая. Но много было и тех, кто явно впервые переступил порог нашего уникального музея, решил выбраться ради особого случая. Как раз такого, как нынешний. И это тоже показатель – такие музейные проекты расширяют культурные контакты самых разных людей – от профессионалов-искусствоведов до школьников.
Что особенно замечательно, решение о том, что именно Тверь станет местом проведения выставки, было принято на уровне столичного музея. Музей-заповедник «Царское Село» в нынешнем году отмечает столетие своего существования, и при поддержке мецената Михаила Карисалова было решено провести выездную большую выставку шедевров из собрания царскосельских музеев и семьи Карисаловых. Выбрать можно было любой город России – но музейное руководство «Царского Села» однозначно сделало выбор в пользу столицы Верхневолжья и, конечно, не прогадало. Где еще, кроме как в Твери, существует в провинции музей такого уровня в великолепно восстановленной императорской резиденции!
А в Твери, в областной картинной галерее, эту инициативу, конечно, горячо поддержали. Еще бы, ведь такая выставка – настоящий подарок всем любителям русской истории и искусства.
Сама Тверская картинная галерея в официальном релизе отмечает:
«Выбирая данный выставочный формат, мы ставили задачу с помощью шедевров из двух собраний дать репрезентативную картину исторических, культурных, личностных пересечений в смысловой парадигме Царское Село – Санкт-Петербург – Тверь. Общих реперных точек оказалось превеликое множество, что легко объясняется значимостью этих особенных мест для истории государства Российского.
Хронологически ограничивая рассматриваемый период временем правления Екатерины II и годами пребывания великой княгини Екатерины Павловны в Твери, мы стремились подчеркнуть лишь некоторые параллели, связывающие Царское Село, Санкт-Петербург и Тверь. При этом основная цель многоплановой выставки – не просто провести ряд небезынтересных аналогий и мотивировать посетителя к дальнейшему изучению отечественной истории, но познакомить с уникальными произведениями из собрания ГМЗ «Царское Село» и коллекции семьи Карисаловых – одного из крупнейших частных собраний отечественного искусства XVIII–XIX вв. у нас в стране».
К Пушкину в Погорелое Городище
Немного не характерный для искусствоведческой лексики топографический термин «реперная точка» в данном случае побуждает подумать, как много исторических и культурных связей существует у нашего региона со столицами и как важно эти связи поддерживать. И такую «точку», флажок на карту, можно было на этой неделе поставить не в одной Твери.
11 августа в селе Погорелое Городище Зубцовского района в Доме культуры открылся музей «Дорога к Пушкину». В музее представлено всего около трехсот пятидесяти предметов, связанных с именами выдающихся людей, побывавших в Погорелом Городище и оставивших здесь свой след.
Уже много десятилетий в Погорелом Городище чтят память Александра Сергеевича Пушкина. Поэт приезжал сюда увидеть подлинные документы, связанные с именем его предка, Гаврилы Пушкина. В дни рождения поэта, в Пушкинские дни России в Погорелом Городище ежегодно проводятся Пушкинские праздники. Для Зубцовского района это очень значимо.
Многие ли знают, что Пушкин посвятил Погорелому Городищу несколько важных строк? В письме к Н.Н. Раевскому-младшему от 30 января 1829 года поэт рассказывает приятелю о воеводе Гавриле Григорьевиче Пушкине. В трагедии «Борис Годунов» он одно из главных действующих лиц. «Он был всем, чем угодно, даже поджигателем, как это доказывается грамотою, которую я нашел в Погорелом Городище – городе, который он сжег…» – пишет Пушкин о своем предке.
Действительно, сжег. То были времена Смуты, когда приходилось, в ожидании прихода «польских людей» и при неясной политической перспективе, уничтожать пограничные крепости, где не было возможности организовать оборону. К числу таких крепостей, к несчастью, оказалось отнесено и Погорелое Городище, и предок Пушкина в 1617 году, выполняя государеву волю (излишне, правда, рьяно), уничтожил в нем острог вместе с домишками горожан. Позже жители Погорелого жаловались царю Михаилу Фёдоровичу Романову на свою скудость и сиротство и просили поселиться на прежних местах – война кончилась, Погорелое Городище осталось в пределах Русского государства. Просьба их была уважена, царская же грамота об этом с упоминанием о Гавриле Пушкине хранилась в церкви в Погорелом Городище. Вот ее-то и видел поэт.
Пушкинисты немало поломали копий, разбираясь, когда же Александр Сергеевич мог проехать через посад Погорелое Городище. Ведь поселок расположен далеко от так называемого Пушкинского кольца Верхневолжья – обжитых туристами «пушкинских мест» Тверской земли. У некоторых краеведов и литературоведов вообще возникали сомнения: мог ли Пушкин заехать в такую глубинку?
Сейчас, опираясь на косвенные данные, зубцовские краеведы, в том числе историк, писатель, лауреат премии «Золотое перо» Сергей Кутейников, склоняются к версии, что поэт был в Погорелом Городище проездом около 19 декабря 1826 года. Тогда Пушкин работал над «Борисом Годуновым», а Погорелое Городище как раз связано с событиями Смутного времени, описанными в трагедии.
«Отчего бы не предположить, – пишет Сергей Кутейников, – что Пушкин нашел необходимым осмотреть бывшую русско-литовскую границу, проходившую во времена Годунова вблизи Погорелого Городища?»
Так что теперь на карте Тверской области появился новый, хоть и небольшой музей, посвященный великому русскому поэту. Остается добавить, что он открылся по инициативе народного художника России, академика Российской академии художеств Бориса Диодорова и, конечно, при участии историка Сергея Кутейникова.
Основной темой современной музейной коллекции стала история России в творчестве Пушкина глазами художников разных поколений, непосредственно пушкинская эпоха и все, что связано с личностью поэта.
В двух проектах, реализованных в эти августовские дни, несмотря на их кажущуюся несопоставимость (проект Министерства культуры и ведущего петербургского музея – с одной стороны и проект скромного районного Дома культуры – с другой), есть важное общее начало. Они поднимают нашу Тверскую землю на всероссийский уровень, служат объединению разных регионов в единое российское культурное пространство.
И в этом деле не бывает мелочей.
Павел ИВАНОВ
Фото Анастасии ЧИСТЯКОВОЙ, Надежды ВЫСКУБОВОЙ и Константина СОЛОДКОВА