Собрания книг — это уникальные духовные и в тоже время материальные сокровища, которые, как и любые другие сокровища, можно обрести, а можно и утратить. История тверских библиотек связана, прежде всего, с историей помещичьих усадеб. И как это часто бывает, библиотеки делили судьбу разоренных дворянских гнезд.
Библиотека Гумилевых. Родовое имение семьи Гумилевых,
давшей России знаменитого поэта Николая Гумилева и не менее знаменитого историка- Льва Гумилева, — Слепнево, что под Бежецком, было известно в том числе и своей библиотекой, которую начал собирать дед Н.С. Гумилева Иван Львович Львов (1806-1875), а затем продолжил его сын – контр-адмирал Лев Иванович Львов (1838-1894).
В воспоминаниях Анны Гумилевой о Николае Гумилеве есть упоминание о Слепневе и « о той большой старинной библиотеке, которая в целости там сохранилась».
Семейная библиотека играла значительную роль в жизни Николая Гумилева, о чем говорят строчки его стихов:
«На полке рядом с пистолетами
Барон Брамбеус и Руссо».
(«Старые усадьбы»)
«О, пожелтевшие листы
В стенах вечерних библиотек,
Когда раздумья так чисты,
А пыль пьянее, чем наркотик.
Мне нынче труден мой урок.
Куда от странной грезы деться,
Я отыскал сейчас цветок
В процессе древнем Жиль де Реца».
(«В библиотеке»)
Вот так мы и узнали, по крайней мере, о трех авторах, представленных в библиотеке Гумилёвых. Это — Жан-Жак Руссо, барон Брамбеус (псевдоним писателя и ученого Осипа Ивановича Сенковского) и, скорее всего, Е. Боссард, автор книги «Жиль де Рец, маршал Франции, прозванный Синяя Борода (1404-1440), из неопубликованных документов. Париж 1886».
Скорее всего, библиотека Гумилевых была разукомплектована еще до революции, судя по тому, что жена Гумилева, поэтесса Анна Андреевна Ахматова, побывавшая здесь в начале 20 века, говорит о ней, как об «остатках старой библиотеки».
Со временем, часть книг «переехала» вместе с семьей в Бежецк. В своем фундаментальном труде по всемирной истории «Конец и вновь начало» сын Николая Гумилева и Анны Ахматовой Лев Николаевич Гумилев вспоминает: «К счастью, тогда в маленьком городе Бежецке была библиотека, полная сочинений Майна Рида, Купера, Жюля Верна, Уэльса, Джека Лондона и многих других увлекательных авторов, дающих обильную информацию, усваиваемую без труда, но с удовольствием. Там были хроники Шекспира, исторические романы Дюма, Конан Дойля, Вальтер Скотта, Стивенсона. Чтение накапливало первичный фактический материал и будило мысль».
Судьба библиотеки Гумилевых оказалась плачевной. По словам бежецкого краеведа Анны Ивановны Таранич ни одной книги из этой библиотеки так и не удалось обнаружить.
Библиотека Бакуниных. Родовое имение Бакуниных — усадьба Прямухино (Кувшиновский район). Здесь в разные годы побывали Николай Михайлович Карамзин, Гаврила Романович Державин, Виссарион Григорьевич Белинский, Иван Сергеевич Тургенев, Александр Николаевич Островский, Лев Николаевич Толстой, Алексей Максимович Горький, композиторы Александр Николаевич Серов и Сергей Васильевич Рахманинов, художники Орест Адамович Кипренский и Николай Николаевич Ге и многие другие видные представители отечественной культуры.
Несколько поколений Бакуниных собрали прямухинскую библиотеку. Помимо библиотеки в усадьбе был и большой архив, относящийся к XVIII-XIX векам. Некоторые специалисты, которые занимались исследованием этого вопроса, в частности Е. Кончин, автор статьи «Судьба библиотеки Бакуниных в Прямухине», считают, что она насчитывала свыше десяти тысяч томов на многих европейских языках. А по свидетельствам современников книжных шкафов в усадьбе было так много, что они стояли во всех помещениях дома.
Были здесь и книги гостей Бакуниных с дарственными надписями, пояснениями, пометками и комментариями. Эти литературные памятники — чуть ли не главная и ценнейшая особенность библиотеки.
Здесь хранилось и множество альбомов с рисунками, папки с гравюрами, а с конца прошлого века — с фотографиями. Обитатели усадьбы очень дорожили портретными зарисовками, сделанными Орестом Кипренским во время его пребывания в Прямухине.
Судьба бакунинской библиотеки в чем-то схожа с судьбой библиотеки Гумилевых – она начала распадаться на части еще задолго до революционных событий. Часть библиотеки Павел Александрович Бакунин перевез в Крым, где он поселился с женой. Но основная часть библиотеке, вне всякого сомнения, так и осталась в Прямухине, где и подверглась расхищению и уничтожению во время революции и в последующие годы.
Нет, бакунинская библиотека не исчезла бесследно, как это случилось с библиотекой Гумилевых. Кое- что все же осталось, имеются сведения, что в университетской библиотеке Твери хранится более десяти книг из Прямухина, причем две книги с бакунинскими автографами.
Несколько книг из прямухинской библиотеки попали в Тверской музей. Но самая значительная часть, около 500 наименований, оказались в фондах Тверского государственного архива. Все же остальные книги или были уничтожены, или оказались в частных библиотеках как у нас в стране, так и за ее пределами.
Много лет назад, довелось увидеть книгу о садоводстве на французском языке с автографом владельца прямухинской усадьбы и автору этих строк, причем книга была в отличном состоянии и находилась в частных руках.
Библиотека Глинки. В Рамешковском районе Тверской области есть село Кузнецово, где раньше была усадьба Голенищевых-Кутузовых — дальних родственников нашего великого полководца Михаила Илларионовича Голенищева-Кутузова.
Последним же владельцем имения из рода Голенищевых-Кутузовых была Авдотья Павловна, которая в 1830 году вышла замуж за поэта пушкинской эпохи, героя Отечественной войны 1812 года, географа и археолога Федора Николаевича Глинку. Тридцать лет они прожили в любви и взаимопонимании, вплоть до кончины Авдотьи Павловны.
Глинка прожил не просто долгую, а очень долгую жизнь, большую часть которой, оставаясь в гуще литературной жизни России. Вне всякого сомнения Федору Николаевичу удалось собрать большую личную библиотеку и архив, где были документы и с автографами многих знаменитых людей того времени. Среди многочисленных адресатов Глинки были Пушкин, Гнедич, Кюхельбекер, Жуковский, Чаадаев…
Но и это не все. Дело в том, что отец А.П. Голенищевой – Кутузовой Павел Иванович был тоже известным в свое время литератором, не только писавший оригинальные произведения, но и переводивший с французского, немецкого, итальянского, английского, греческого и латинского.
Но в истории русской литературы он остался не благодаря своим литературным произведениям, сегодня основательно забытым, а той литературной войне, которую он не жалея сил и времени вел в Николаем Михайловичем Карамзиным, и которого пытался уничтожить, «как человека, вредного обществу, и коего все писания тем опаснее, что под видом приятности, преисполнены безбожия, материализма и самых пагубных и возмутительных правил».
Да, и сама Авдотья Павловна серьезно увлекалась литературой, писала стихи, переводила.
Последние годы своей жизни Глинка прожил в Твери. Дом этот сохранился, ныне ул. Желябова, 30. Как мы уже говорили, у Глинки была большая библиотека, часть которой была передана в 1897 году Тверскому музею А.Д. Способиным, последним владельцем имения. Часть книг сохранилась в составе библиотеки Тверского государственного университета — более 30 названий второй половины XVIII- первой четверти XIX веков по физике, химии, истории, художественные произведения Г.-А.З. Бюргера, И.В. Гете, С. Геснера, Ф. Шиллера и др. Документы Голенищевых — Кутузовых хранятся в Государственном архиве Тверской области.
По словам Л.А. Быковой, автора статьи «Усадебные архивы», еще раньше в 1893 году воспитанница Авдотьи Павловны Д.А. Тихменева передала наиболее ценные бумаги графу С.Д. Шереметьеву в Общество любителей русской древности.
Судьба остальных книг неизвестна.
Библиотека Рачинских. В Оленинском районе Тверской области есть удивительное место — село Татево – бывшее родовое гнездо древнего рода Рачинских, который происходит из Польши и известен с ХIII века. Прародителем этого рода, как утверждает легенда, был один из рыцарей королей Мешка I и Болеслава Храброго.
Усадьба «Татево» находится в 14 км от районного центра Оленино и связана с целым рядом знаменитых и интересных людей, принадлежавших некогда к одной многочисленной семье.
Александр Рачинский был женат на Варваре Абрамовне Баратынской, младшей сестре поэта Евгения Баратынского (1800-1844 г.г.), который не раз бывал здесь. У супругов было семь человек детей, самым известным из которых стал Сергей Александрович Рачинский (1833-1902) – известный ученый, русский учитель-подвижник, профессор ботаники Московского университета.
В 1867 году он переезжает в деревню, в свое родовое поместье, и посвящает себя просветительской деятельности. Человек разносторонних знаний и интересов, он и сам занимался литературным творчеством. Вместе со своей сестрой Варварой Александровной они издавали «Татевский сборник» с ценнейшими материалами: письмами, рисунками, стихами Евгения Баратынского, Василия Жуковского, Афанасия Фета, Петра Вяземского, которые хранились в имении. Им были написаны талантливые статьи о литературе, живописи, музыке.
По сведениям очевидцев библиотека Рачинских насчитывала десятки тысяч книг, каждая из которых была снабжена специальным экслибрисом.
На свои средства Сергей Александрович построил и открыл первую в России сельскую школу с пансионом для детей крестьян, работающая и в наши дни.
А вот всем остальным постройкам огромного поместья повезло меньше. Сегодня от усадьбы сохранилось немного: замечательный пейзажный парк с прудами, различные хозяйственные постройки кон. XVIII века и фамильный склеп Рачинских. В этом склепе в 1902 году был захоронен и Сергей Александрович, столько лет и сил, отдавший просветительской деятельности среди местного населения. Но жизнь показала, что этих сил оказалось недостаточно. В 20-е годы прошлого века усадьба была разграблена, а останки ее бывших владельцев были выброшены из фамильного склепа.
Но наш сегодняшний разговор о библиотеке Рачинских. И её судьба, к сожалению, оказалась не менее трагичной. В первые годы Советской власти она была вывезена в город Белый и затем, по данным местных краеведов, стала основой двух публичных городских библиотек — в Белом и Ржеве, которые были уничтожены во время Великой Отечественной войны.
Библиотека Аракчеева. В книге известного собирателя и библиофила Федора Шубина есть небольшой рассказ о еще одной тверской библиотеке, которая принадлежала государственному деятелю А.А. Аракчееву в период царствования Павла I и Александра I.
Алексей Андреевич Аракчеев (1769-1834) родился в деревне Гарусово в том же Вышневолоцком уезде Тверской губернии. Имение это сохранилось до наших дней. Аракчеев сделал блестящую карьеру государственного деятеля.
У Аракчеева была не только богатая библиотека, но и свой архив, часть которого случайно попала в руки Шубина в предреволюционные годы. Вот как об этом пишет сам Федор Григорьевич: «Архив Аракчеева попал ко мне случайно. Один из ходячих антикваров купил мебель в Бежецком уезде, в комоде оказался архив, а все мелкие антиквары знали мою слабость к рукописной старине. Так, не глядя, я и купил все бумаги, весом около пуда».
Затем Шубин передал архив Аракчеева для обработки ярославскому помещику И.Н. Ельчанинову, усадьба которого сгорела во время ярославского мятежа в 1918 году. Так погиб архив Аракчеева, а вот книги из его библиотеки с его знаменитым экслибрисом, на котором написан его знаменитый девиз «Без лести предан», еще долго встречались на столичных книжных рынках.
А в Вышневолоцком районе сохранилась, пусть и перестроенном виде, усадьба «Островки» князя Андрея Александровича Ширинского – Шихматова (1868-1927) – государственного деятеля, коллекционера, выдающегося охотоведа. В усадьбе находились богатая библиотека, архив и коллекция икон, специально для которой была построена церковь. В течение нескольких лет с 1900 по 1907 имение имело статус «временно заповедного». Андрей Александрович был страстным собирателем икон. Эта тема нашла отражение и в его библиотеке, где были настоящие раритеты: Снимки древних икон Чудова монастыря, Царские иконописцы XVIII века, Исследования о русском иконописании, Образцы церковной иконописи, Древние иконы из собрания Постникова, Иконы Синайской и Афонской коллекций преосвященного Порфирия, Заметки о древнем русском иконописании, Иконография Богоматери, Памятники христианского искусства на Афоне. Несмотря на то, что сама усадьба и дошла до наших дней, судьба ее собраний, в том числе и библиотечного, оказалась трагичной – они исчезли.
В последние годы очень быстро и качественно восстанавливается, а вернее сказать, поднимается из руин усадьба «Волосово» князей Куракиных (Зубцовский район).
Волосово — это родовое имение князей Куракиных, где в 1792 году началось строительство усадебного комплекса, получившего по имени владельца Степана Борисовича Куракина (1754-1805), второе название – Степановское. Автором проекта здания считается известный архитектор Джакомо Кваренги (1744-1817).
В усадьбе, последней владетельницей которой была Е.А. Нарышкина, библиотека насчитывала более 10 тыс. томов. Очень много книг было на французском языке, среди которых такое уникальное издание, как 150-томная Французская энциклопедия Дидро и Д’Аламбера.
В течение пяти лет, начиная с 1920 года, библиотека Нарышкиной перевозилась в Тверь. Остатки этого собрания, как пишет Н.О. Овен в статье «Усадебные библиотеки тверских помещиков», оставалась в имении еще в 1928 году, где постоянно расхищалась.
Вот так перестала существовать одна из самых богатых тверских библиотек.
Многие годы собиралась библиотека в усадьбе Ушаковых под Калязином. В ней были первые издания Пушкина, который посвятил свое стихотворение дочерям одного из владельцев усадьбы, и другие редкие книги.
Погибла и библиотека XVIII века Эгерштромов в селе Топальское, вместе с архивом и собранием картин.
Огромную и очень интересную библиотеку собрали дворяне Ревякины из Бежецка. Со временем эта библиотека оказалась у историка Н.П. Лихачева, который написал о ней книгу «Генеалогическая история одной помещичьей библиотеки». Была еще уникальная библиотека Н.Д. Квашнина-Самарина в имении Суховарово и много, много других библиотечных собраний…
К сожалению, сегодня книги уже не играют прежней роли в нашем современном обществе, и мало кто целенаправленно собирает свои личные собрания. Остается надеяться, что со временем все изменится, и книга снова станет не только источником знаний, но и предметом коллекционирования
Вместо послесловия
Библиотека Ивана Грозного. Поиски библиотеки Ивана Грозного активно ведутся на территории Московского кремля с XVII –го века, но результатов так и не дали. Объяснение здесь может быть только одно – не там ищут. Напомним, что основой знаменитого собрания стали, как считается, редкие рукописи римских и греческих авторов, которые попали в Россию вместе с приданым Зои (Софьи) Палеолог – племянницы последнего императора Византии – будущей жены Ивана III. В подтверждение того, что библиотека Грозного существует, говорит тот факт, что в 1826 г. в архиве г. Пернова (Пярну) профессором Х.Х. Дабеловым был обнаружен черновик описи книг царской библиотеки.
Сегодня поиски уникальной библиотеки значительно расширены и высказываются предположения, что она может находиться за пределами не только Московского кремля, но и Москвы. Если же учесть, что одним из немногочисленных излюбленных мест Ивана Грозного была Старица, где он неоднократно бывал и которую он в 1569 году сделал своей «удельной столицей», то вполне возможно предположить, что и библиотеку искать нужно на Старицкой земле. Тем более что надежно спрятать ее можно было не только в подземельях древних монастырей, но и в Старицких пещерах.
Иван Грозный, скорее всего, страдал серьезным психическим расстройством. О его жестокости и кровавых злодеяниях хорошо известно. Порой они кажутся бессмысленными, но только не в нашем случае. С маниакальной целеустремленностью, не останавливаясь не перед чем, Грозный стремиться к единоличному обладанию Старицей. С начала в 1566 году он сделал владельцу этих земель предложение, о которого невозможно было отказаться – совершенно необъяснимый и насильственный обмен землями. Вместо своих исконных владений Владимир Старицкий получает Дмитров, Боровск, Звенигород и… большое место в Московском Кремле. А спустя три года царь и вовсе уничтожает, практически, всю семью своего двоюродного брата.
Превращение Старицы в свою удельную столицу красноречиво говорит, что с этим городом у Ивана Грозного связана какая-то тайна в его жизни. Вполне возможно предположить, что этой тайной была его уникальная библиотека.
Еще одним подтверждением того, что эта библиотека существовала, может служить тот факт, что в 1518 году по приглашению митрополита и Василия III Ивановича Максим Грек прибыл в Москву в качестве переводчика (!). А какие же книги нужно было переводить и разбирать? Скорее всего те, что мать Василия III, Софья Палеолог привезла с собой в виде приданого из Константинополя.
Виктор Грибков-Майский, член Союза журналистов России