Артисты Тверского театра драмы достойно проводили Год памяти и славы, представив 17 декабря спектакль «Василий Теркин».
Скупое и строгое сценическое оформление. Минимум реквизита, по сцене расставлены патронные ящики, которые во время действия превращаются то в понтоны, на которых переправляются красноармейцы, то в банный полок, то в кабину фронтового грузовика, а то в башню танка. Неожиданное музыкальное решение: вместо песен военных лет звучит военная лирика Булата Окуджавы и «Колоколенка» Леонида Сергеева. Режиссеру удалось максимально избежать пафоса и надрыва, какие нередко бывают в спектаклях о войне. Перед нами не герои и не титаны, а простые бойцы, рядовые Великой Отечественной. И интонация повествования – камерная, доверительная, на расстоянии вытянутой руки. Как будто сцены из знаменитой поэмы Твардовского разыгрываются не в театре, а на передовой, в короткие минуты привала перед боем.
Наверно, самая большая сложность заключалась в том, чтобы превратить «Василия Теркина», произведение подчеркнуто не театральное, не визуальное, созданное в другом жанре (Александр Твардовский сочинял его главы на фронте, как короткие репортажи с передовой), в сценическое действо. Из 30 глав канонического текста поэмы Александр Сафронов выбрал эпизоды, которые действительно выглядят как драматургические сюжеты – «Гармонь», «Кисет», «Переправу», «Поединок», «Кто стрелял?», «Смерть и воин», «В бане», «О награде». Это творчески смелое решение – перенести на сцену поэму, которую все помнят еще со школьной скамьи, преобразить ее в зрелищное, убедительное, эмоциональное повествование. И эта задача решена: в какой-то момент безымянные красноармейцы, танкисты, санитары похоронной команды, стрелки и бойцы создают коллективный образ советского воина-победителя.
Актеры Геннадий Бабинов, Константин Василенко, Никита Березкин (он же отвечал за постановку хореографических номеров), Сергей Бескакотов, Никита Бахметьев и Ирина Погодина на протяжении полутора часов ни на минуту не сбавляют темпа, напряжения, темперамента. Они не создают фона для главного героя – а Теркин в разных сценах переправляется через ноябрьскую реку, бьется в рукопашной с фашистом, сбивает выстрелом из винтовки самолет, лежит раненый в снежном поле, возвращается из госпиталя в свою часть. Они составляют единый актерский ансамбль, в полном соответствии со словами поэта Твардовского: «И за все на свете, от Ивана до Фомы, мертвые ль, живые, все мы вместе – это мы». Для каждого эпизода найдено свое сценическое и композиционное решение, своя интонация. На экране, который заменяет задник, сменяются подлинные военные фотографии, оттеняя и подчеркивая происходящее на сцене. И это создает необычный эффект, когда хрестоматийные строки наполняются живым смыслом, обретают плоть и кровь. Исчезает историческая дистанция между нами сегодняшними и бойцами из поэмы Твардовского.
«Василий Теркин» – важное творческое достижение. И не только в том, чтобы пробудить у зрителей благодарную память, напомнить им о великой поэме. Еще одно важное обстоятельство лежит за пределами театрального действия. Спектакль возвращает интерес к творчеству Александра Твардовского – как полгода назад это случилось после открытия Ржевского мемориала Советскому солдату, напомнившему о стихотворении «Я убит подо Ржевом». «Василий Теркин» напоминает, что Твардовский не только автор самой популярной поэмы времен войны, но и один из самых тонких, глубоких и точных лириков, воспевший лучшие качества русского характера в пору тяжелых испытаний. В нынешние ковидные времена его строки неожиданно обретают новую актуальность.
Владислав ТОЛСТОВ
Фото Натальи ТИХОНОВОЙ