Тверской академический театр драмы завершает календарный год премьерой: музыкальная сказка «Каменный цветок» поставлена по мотивам уральских сказов Павла Бажова. Павел Бажов – писатель, чьи произведения почти не переносились на театральную сцену. Известен только балет «Каменный цветок», несколько фильмов и мультфильмов. Все же перенести на сцену сказку с ее магической, «двойной» исчезающей реальностью не так-то просто. Тем не менее режиссер создатели спектакля выполнили эту амбициозную задачу. Все полтора часа сценического действия публика затаив дыхание следила за происходящим на сцене.
«Каменный цветок» представляет собой микс, импровизацию, яркую фантазию по мотивам сюжетов бажовских «уральских сказов» — «Хозяйка медной горы», «Малахитовая шкатулка», «Каменный цветок», «Горный мастер» и других. Мастер-камнерез Данила (актер Александр Крайнов) мечтает создать такое произведение искусства, цветок из природного камня, равных которому нет на свете. По совету колдуньи Вихорихи (актриса Татьяна Лугачева) он отправляется на поиски Хозяйки медной горы, попадает в заповедный лес, а после оказывается в заколдованном царстве Хозяйки, где обречен быть ее «горным мастером» до скончания века. И только любовь его невесты Насти (актриса Виктория Козлова), не побоявшейся отправиться на поиски возлюбленного, вступить в противостояние с самой Хозяйкой медной горы (актриса Анжелика Панкова), помогла Даниле вернуться домой и понять, что главная красота – не в камне, а внутри человека.
Мне нравится следить за творчеством Иоланты Мельниковой, за ее режиссерскими работами. Если историческая драма «Невольники», которой открывался юбилейный 275-й сезон в театре драмы в октябре прошлого года, показалась мне несколько тяжеловесной, то замечательная работа «Аргентинские страсти» привела в восторг. И, видимо, не только меня – «Аргентинские страсти» прочно прописались в репертуаре Тверского театра драмы. У Мельниковой есть важное для режиссера качество – она не боится экспериментировать, работать с непривычным материалом, не боится осваивать новые форматы. Например, в тех же «Аргентинских страстях» персонажи пьесы, прощаясь со зрителем, покидали сцену, чтобы через минуту появиться на черно-белом экране уже как герои некоего условного немого фильма.
Признаться, я впервые тогда увидел такое необычное сращение театрального искусства с видеоинсталляциями, и в «Каменном цветке» этот прием используется самым активным образом! Вылезающие на берег русалки спустя какое-то время появляются на сцене, клубы дыма заволакивают пейзаж на экране и словно просачиваются на сцену, Данила-мастер в заколдованной пещере разрушает преграды и врывается на сцену прямо в объятия Насти, Хозяйка медной горы прощается, уходит, и мы видим, как она удаляется вглубь пещеры… Это здорово придумано, это сделано профессионально и не нарушает темпа спектакля – такое впечатление, что все эти переходы из реальности в виртуальность репетировались с секундомером в руках. Но главное – это создает особую сказочную атмосферу, не просто потому, что на сцене одновременно присутствуют люди и фантастические существа (говорящие полозы, русалки, болотная нечисть), но и само действие словно расширяется, раздвигается за счет этих экранных вставок.
«Каменный цветок» вообще спектакль, на мой взгляд, удивительно роскошный в визуальном отношении и об этом следует сказать особо. Поразительная сценография Николая Юдина, яркие и запоминающиеся костюмы Ирины Подосенковой, где запоминающийся внешний образ, костюм придуман каждому, даже второстепенному персонажу. Чего стоят мешковатые болотного цвета наряды нечисти, слуг Вихорихи, или изумительные, сделанный с редкостным вкусом и фантазией наряд самой Хозяйки медной горы, имитирующий одновременно и шкуру ящерицы, и своды уральских пещер, блестящие от вкраплений медной руды.
Время разделено на четыре сезона, и в начале каждого на сцене появляются слуги Малахитницы, которые причудливым барабанным боем обозначают начало очередного сезона. Алексей Майский, Никита Бахметьев, Никита Березкин и Геннадий Бабинов, которые выходят на сцену в поистине сказочных рогатых шлемах и демонстрируют слаженный и динамичный танец, стали настоящим украшением спектакля, своеобразным «живым метрономом», определяющим его темп.
Жанр «Каменного цветка» определен как музыкальная сказка, хотя опытные зрители догадываются, что история Данилы-мастера, отправившегося на поиски волшебного цветка – это мениппея, редкий жанр, описывающий путешествие героя в царство мертвых, что роднит сказы Бажова, например, с «Божественной комедией» Данте или «Снежной королевой» Андерсена. Впрочем, маленьким зрителям эти культурологические изыскания ни к чему – они и так смотрят, не отрываясь, за тем, как развивается действие. А для их родителей настоящей отрадой станут многочисленные фольклорные и танцевальные номера, которыми Иоланта Мельникова щедро наполнила действие – и превратила довольно скучноватые истории уральского писателя Бажова в настоящий увлекательный мюзикл, воплотив всеми средствами пластики, видеомонтажа, костюма, оформления сцены одну из самых красивых сказок на тверской сцене.
Спектакль для возрастной категории 6+