Восхитительный концерт в областной филармонии
Джаз… В самом звучании этого слова есть какоето изящество. Судьба этого музыкального направления в нашей стране была нелегкой. Джаз по капле просачивался к нам сквозь стену идеологического противостояния. Мы отвоевывали его по кусочкам, втридорога покупая ввезенные контрабандой пластинки с записями западных корифеев. За него как за ересь распинали на партсобраниях и клеймили в печати. Его вычеркивали из существования постановлениями и директивами. Отрицали как «формалистическое направление, чуждое советскому народу». Но в конце концов история сказала джазу свое уверенное и бесповоротное «да».
В зале Тверской академической филармонии аншлаг. Заняты даже откидные места по краям рядов. Публика расположилась на принесенных откудато стульях. Многие просто стоят. Празднование старого Нового года здесь превратилось в добрую традицию, и в качестве репертуара утвердился именно джаз. Вечер открывается совместным выступлением руководителя оркестра имени Олега Лундстрема Бориса Фрумкина и оркестра «Российская камерата». Борис Фрумкин хорошо знаком всем любителям музыки по ансамблю «Мелодия», снискавшему большую популярность в Советском Союзе.
Фрумкин вышел на сцену и устроился за концертным «Зелером». Слушатели замерли в ожидании. После секундной паузы клавиши начинают утопать одна за другой, наполняя пространство знакомыми ритмами. Руки мелькают по клавиатуре с фантастической скоростью, и виртуозные пассажи то и дело прерываются нарастающими аплодисментами публики. Ненадолго клавишная партия затихает, уступая место струнным, но вот звуки рояля снова вплетаются в тему, и инструменты ведут между собой наполненный откровением диалог.
Со сцены звучит, что называется, классика жанра. Мелодии, хорошо знакомые всем почитателям джаза. Композиции Джорджа Гершвина, Ричарда Роджерса, Джерома Керна и Мишеля Леграна. Присутствующие в настоящем экстазе. Ктото отбивает ритм носком ботинка, ктото покачивается в кресле. И ощущение такое, что выйдешь из филармонии не на улицы родного города, а прямо в американскую ночь 1960х с ее расцвеченными витринами и проплывающими «кадиллаками» и «бьюиками».
Однако выходить на улицу еще рано. В перерыве между отделениями концерта гости пьют шампанское и обмениваются впечатлениями. Оживление такое, что о третьем звонке приходится напоминать вербально и неоднократно. Наконец зрители начинают возвращаться в зал. В продолжение новогоднего вечера музыкальную эстафету перенимает а капелла «Экспресс». Этот коллектив тоже не нуждается в представлении и уже радовал тверитян своими выступлениями. Для тех же, кто на этом новогоднем празднике познакомился с их творчеством впервые, встреча стала настоящим подарком. Репертуар коллектива не ограничивается только джазом. Исполнителей привлекают также фольклор и хорошая попмузыка. Вокалисты исполняли в собственных аранжировках классические произведения и хиты современных западных музыкантов. Бас, тенор, альт, баритон, первое и второе сопрано. Их просто не хотелось отпускать!
Кульминацией концертной программы стало выступление американской джазовой певицы Сэнди Паттон, чье имя для поклонников джаза давно стало культовым. В ее творчестве гармонично сочетаются лучшие традиции свинга и африканских ритмов. Музыкой Сэнди Паттон была окружена с детства. Ее дедушкой и дядей были трубач Фрэнк Грей и пианист Бенджамин Грэй. А в 17 лет певица выступала в ньюйоркских клубах с такими признанными величинами джаза, как Диззи Гиллеспи и Макс Роуч.
Каскады эмоций вспыхивали и рассыпались. За несколько минут до полуночи все собрались у новогодней елки, и ровно в полночь директор Тверской академической филармонии Владимир Боярский лично поздравил присутствующих с праздником, пожелав им «регулярной джазовой жизни». Финальной нотой праздника стало выступление восходящей звезды тверского джаза Анастасии Виноградовой (на снимке), чье пение сопровождалось заливистыми пассажами саксофона.
Труднее всего подобрать слова именно в тот момент, когда они не нужны. Просто хочется, чтобы время замерло и праздник не кончался. Но стоит ли грустить? Ведь через год все повторится, и новогодний вечер вновь будет утопать в звуках джаза.
Антон СТАРИКОВ
Фото автора