На открытие этой выставки пришло так много людей, что не ко всем экспонатам удалось пробраться с ходу.
Во-первых, династию стеклодувов Маршумовых хорошо знают в Твери, во-вторых, люди соскучились по красоте. В-третьих, «Диалоги со стеклом» стали первой после снятия эпидемиологических ограничений выставкой, организованной в Тверском городском музейно-выставочном центре, и первой после пандемии выставкой Союза художников в Твери. А главное – это первая персональная выставка Антона Маршумова.
Отдельные его работы и раньше были представлены на городских, областных и российских художественных выставках. Но собрать их вместе – а только так можно увидеть этапы становления мастера, его творческое совершенствование – до сих пор не удавалось ни разу. Слишком хрупкое это искусство, требует особых условий для широкого показа зрителю.
Когда выставка была уже скомпонована и готова к открытию, на творчество сына по-новому взглянул даже отец, оценивающий его придирчивым взглядом профессионала.
– Я вдруг для себя открыл, что сын состоялся как художник, самостоятельный и совершенно оригинальный, – без всякого пафоса сказал на выставке Михаил Маршумов. – Ему пришлось преодолевать влияние родителей, и он это смог, что подтверждают последние, глубоко метафоричные работы Антона. Я сам был специалистом в этой области, имею право судить.
Поздние работы Антона Маршумова действительно сразу приковывают взгляд. Не напрасно они стали смысловым центром всей выставки. «Времена года», запечатленные в витражной технике, – это не только выразительная цветовая палитра каждого сезона, но его характер, который художник сумел выразить разнонаправленностью и чередованием линий. Композиция «Море, небо и я» – это романтика и нежность, навевающая воспоминания о Петербурге с его шпилями и глубокой синевой Невы. А пять элементов «Флоры» – не просто элегантность форм, воспевающих совершенство природы, они удивительным образом создают ощущение роста, цветения, наполненности молодой энергией жизни.
– Искусство рождается из столкновения двух противоположностей. Здесь мы видим трезвый расчет стеклодува и нерв художника, сплав вкуса и воображения. В сущности хрупкие, вещи живут в воздухе, в пространстве, рассекают это пространство, а не замыкают его в себе. Они вибрируют. Для меня совершенно фантастическим является искусство стекла, это всегда непостижимая тайна, – признался Геннадий Самойлов, председатель Тверского областного отделения Союза художников России. – Великолепно скомпонованная, изящная выставка.
На выставке – работы разных лет, и профессионалы безошибочно угадывают год рождения каждой по цветовой гамме, доминирующей форме, при этом отдавая дань вкусу и самобытности художника. А непрофессионалы просто любуются редким для нашего времени искусством, удивляясь изяществу линий.
Почетный академик Российской академии художеств искусствовед Татьяна Бойцова рассказала, что до революции стеклодувные мастерские существовали вокруг Твери в большом количестве, а потом были напрочь забыты. Ирина и Михаил Маршумовы эту технику практически возродили из небытия, адаптировав ее к промышленному производству, разработали множество новых образцов. Наше художественное стеклоделие достигло значимых вершин, продукция Калининского стеклозавода и завода «Красный май» расходилась по всей стране. В перестроечные годы снова все рухнуло, стеклодувным ремеслом сегодня занимаются лишь отдельные энтузиасты. А тех, кто поднял его до вершин искусства, и вовсе единицы. Тем ценнее приверженность семейному делу, которой Антон Маршумов остался верен.
Нет смысла описывать его работы словами. Их надо неспешно рассматривать, проникаясь настроением художника, постигая его замысел, удивляясь совершенству форм. Надо идти на выставку и смотреть.
Галина АНДРЕЕНКО
Фото Кристины Беляковой