На фоне громких российских премьер и разгромных рецензий, когда в кино «бодаются мамонты», а зритель недоуменно пожимает плечами, не понимая, за что он платит деньги, очень хочется спрятаться в наше замечательное, очень талантливое авторское камерное кино.
Не по сезону, но легла на душу последняя режиссерская работа Александра Миндадзе «В субботу», выдвигавшаяся на Берлинском фестивале на «Золотого медведя». И казалось бы, с чего вдруг?
События фильма повествуют о первых сутках после аварии на Чернобыльской АЭС. Главный герой картины Валера видит аварию своими глазами, он в панике бежит прочь, падает, встает, снова бежит, хотя до конца не понимает, от чего, – ведь враг незаметен, его как бы и нет. Валера хватает свою девушку, тащит ее к поезду, но…
Авария произошла в ночь на субботу. А в субботу что город Припять, что тысячи других подобных городков начинают жить иначе, чем в рабочие будни. Грохочут свадьбы, пляшут, пьют и дерутся гости. Суббота – время, когда обстоятельства обязаны «остановиться» ради такого редкого для советского человека коллективного веселья. И даже взрыв атомного реактора не может сбить планы людей на эту субботу.
О той страшной аварии сделаны десятки фильмов. Но Александр Миндадзе своей картиной показал «мэтрам» от кино, как можно снять эпохальное событие в преломлении восприятия простого человека – маленького человека, который вроде ничего и не стоит.
Реактор источает губительные дозы радиации, а в паре километров Припять пляшет – пьяная вдрызг, заливающаяся красным вином для профилактики лучевой болезни. И эта картинка напоминает нам каждый день нашей маленькой жизни на фоне мировых потрясений. Она показывает нам нас самих, с атрофированным инстинктом самосохранения, неспособных «убежать» в принципе.
Великолепная игра молодого Антона Шагина, «живая камера» оператора Олега Муту, который своей «встряской» даст фору Робби Мюллеру, делавшему для Ларса фон Триера «дикие» движения кадра.
Феерическое кино, которое держит зрителя не эффектами, а мыслью – той самой глубокой мыслью, которая делает творение рук человеческих – искусством.
Зритель сегодня очень тоскует по камерному кино, которое российские режиссеры всегда делали виртуозно. Мы пресытились баталиями, зачастую пустыми и нужными лишь вечно «голодному» глазу. Нам нужна мысль, открытая вот таким необычным способом, как сделал это Миндадзе в своем фильме «В субботу». Ведь как мы привыкли винить во всем власть, которая ту ядерную катастрофу скрывала, опасаясь паники и дискредитации! Но что делает каждый из нас, когда опасность разверзается перед ним? Пьем до обморока, разговариваем по душам, становимся философами… Катастрофы нередки, их жертвами оказываются десятки и сотни людей, а мы привычно думаем: это не с нами. И настолько свыклись с этой мыслью, что уже не замечаем пропасть у себя под ногами.
К кино неправильно относиться как к конфете. И оно само не должно быть пустым фантиком. Пусть в дни больших премьер каждый из нас найдет в себе силы не идти за толпой, чтобы поглощать серую массу компьютерной «клюквы», а найти чтото действительно важное и глубоко личное. В любой день недели.