Автор проекта «Шедевры мировой классической гитары – детям» Елена Виноградова регулярно устраивает в Твери концерты лучших российских музыкантов. В минувшую субботу зрители слушали игру гитариста-виртуоза Владислава Домогацкого.
Один из самых востребованных музыкантов, Владислав Домогацкий занимается не только концертной, но педагогической, просветительской деятельностью, сотрудничает с различными оркестрами, ансамблями, дуэтами, где выступают исполнители академического, эстрадного, народного вокала. Автор методических пособий, популярных видеоуроков, он работает также в разных городах в театральных и музыкальных проектах.
– Владислав, складывается впечатление, что быть просто концертирующим музыкантом сейчас недостаточно. Это примета нашего времени?
– Если выстроить важную для меня иерархию, на первом месте – классическая гитара, выступление на сцене. Любой ученик музыкальной школы мечтает стать концертирующим исполнителем. Но жизнь вносит свои коррективы, и когда мы понимаем, что не всегда бывает много концертов, а зарабатывать на жизнь как-то надо, появляется педагогическая деятельность. Но здесь важнее не деньги, а передача опыта. В данный момент нахожусь в Петербурге и провожу мастер-классы.
– Артисты балета и театра уходят в педагогику на склоне лет. В вашем случае педагогика помолодела. Почему вы не в 60 лет пошли преподавать, что, казалось бы, закономерно, а сейчас?
– Танцоры, как спортсмены, завершают свою карьеру рано. Танцевать в 60 лет только Барышников может себе позволить. Многие вообще меняют специальность – осваивают режиссуру, например. А музыканты, особенно гитаристы, преподавать начинают довольно рано – гитара очень востребованный инструмент. Первый свой урок я давал в десять лет, бесплатно, ребята пристали: ой, а покажи. Заканчивал академию, был ассистентом, 24 года, с этого возраста начал работать в вузе.
– Представляли себе, что уйдете на преподавательскую деятельность?
– Да, это один из самых весомых моих страхов. Думал, что такое должно произойти, какая катастрофа со здоровьем случиться, чтобы я не смог выступать на сцене, делать то, чему я учился с пяти лет. Певцы уходят, когда голос трясется, но и в этом случае их со сцены не сгонишь – кто от этого добровольно откажется. Мне моя педагогическая деятельность не мешает. Частная практика позволит финансово держаться, когда не будет других источников дохода.
– Как другие виды деятельности появились?
– Можно играть соло, как сейчас на концерте, можно в ансамбле – тогда я могу составить трио со скрипкой и виолончелью, или выступать в ансамбле, оркестре. Хотя гитаристы стоят особняком: наш инструмент не входит в состав ни симфонического оркестра, ни народного. Скрипач и как солист, и в составе оркестра играет, а мы особая каста, единоличники. Поэтому многие наши помимо классической гитары осваивают джазовую гитару. Как те же контрабасисты, которые будут востребованы, если освоят бас-гитару и тогда смогут играть в любом бэнде. Видели вы солирующий контрабас? Вряд ли. Он в оркестре где-то на задних рядах, создает эту неповторимую краску. Так что зарабатывать музыкой надо во всех ее проявлениях.
– Так же разнообразен ваш репертуар. «Три века музыки», – написано в анонсе. Вы сказали со сцены, что Елена Виноградова предложила вам включить в программу русские произведения. И вы подготовили попурри на тему советской эстрады. А еще было интересно узнать, что вам понравилась музыка из фильма «Ликвидация», вы ее полночи разбирали и теперь играете со сцены.
– Если мы берем мой сольный концерт, там прежде всего классика барокко, Гендель. Но есть люди, которые не хотят классику, им надо слушать любимые мелодии из кинофильмов. Я по слуху подбирал, у меня даже нот нет – делаю специально для себя, ввожу виртуозные моменты, не каждый и сыграет. Таких обработок не меньше пятнадцати. Если что-то подзабываю, восстанавливаю по собственным записям. На концерте в приоритете академическая музыка, а эти милые миниатюры играю ближе к его завершению. Легкая музыка, но очень качественная, не пошлая.
– Самая непошлая, от которой мы затрепетали, был «Собор».
– Да, музыка потрясающая, гитарная академическая классика, автор – Августин Барриос. Сам великолепный гитарист, из Южной Америки.
– Вы сказали, гитара пользуется популярностью. У нас в стране увлечение этим инструментом прошло несколько этапов: в XIX веке – цыгане и исполнители романсов, в 50-е прошлого века – туристы и геологи, барды и рок-музыканты. Сейчас кто подпитывает любовь к гитаре?
– Бардовская и рок-музыка остались, особенно зарубежная, где на шестиструнной, – не семиструнной русской – играют все эти великие группы, Beatles и другие. Мы стараемся гитару отделять от цыганской гитары, от бардовских песен. Я сам в компании пою и Визбора, и моего любимого Окуджаву, но на сцене никогда исполнять не буду: это хобби для частной жизни. Меня питает музыка фламенко, великого Пако де Люсия – он не академический гитарист, но просто гений. Я часто использую великих музыкантов, играющих на моем инструменте, но в другом стиле.
– Вы лауреат многочисленных премий. Какая для вас самая дорогая награда?
– Победа в моем первом конкурсе, причем весьма серьезном, когда мне было 12 лет. Я был окрылен. Еще один, первый международный конкурс «Гитара в России», проходил
в Воронеже. Был мощный состав участников, я взял вторую премию, причем первую не давали. Это был еще один стимул для меня 16-летнего. Победа означала, что я на верном пути.