Выставка, которую сейчас можно увидеть в городском музейно-выставочном центре на Советской, «Огранка белого» (6+), удивит каждого, кто имеет хоть какое-то представление о художественной керамике.
При виде изысканно красивых белых предметов – скульптур, сосудов и рам для зеркал – никак не подумаешь, что созданы они из грубого, мощного шамота. Этот огнеупорный непластичный материал делается на предприятии путем добавления в обычную глину определенной части обожженной и размолотой в черепки глины. Из полученного материала делают кирпичи, крупные работы, а мелкие детали создать практически невозможно. И сама Лариса Филина рассказывает, что ее друзья, художники из Москвы, отправляясь в Тверь, говорят: посмотрим твою выставку фарфора. Они не могут поверить, что это шамот.
Зачем из грубого материала делать тонкие нежные вещи, да еще и в белом цвете, подчеркивающем их хрупкую красоту?
Для Ларисы Филиной в этой работе на преодоление ее принципиальная позиция: она ставила перед собой задачу показать, что профессиональный опытный художник может и из грубого шамота сделать тончайшие скульптуры.
– Сейчас много дилетантизма. Интернет-магазины представляют огромный выбор глазури всевозможного цвета, и людям захотелось с ним что-то делать. Казалось бы, все просто, делать ничего особо и не надо: глину в руках отмял, полил роскошной глазурью и – готово «произведение искусства»! – говорит художница. – Моя выставка – вызов дилетантам. Хотя, конечно, хорошо, когда есть желание творить, но важна мера понимания, культура и воспитание.
А что касается белого цвета, то объяснение здесь простое: Лариса Филина готовила экспозицию к Новому году, отсюда желание сделать ее в белых тонах.
На удивление легкой, воздушной, праздничной назвала выставку Наталья Сиротина, директор Тверского художественного колледжа имени Венецианова.
– Работы, выполненные в шамоте, легки и свежи, как первый снег, как ветерок, который поднимает снежные вихри. Лариса Игоревна сама может поднимать настроение, закручивать его, поэтому неудивительно, что наше декоративно-прикладное отделение имеет такой яркий исторический путь. Оно самое молодое и, безусловно, одно из самых интересных, – сказала во время церемонии открытия выставки директор Венециановки.
Член Союза художников России, Лариса Игоревна больше двадцати лет руководит здесь отделением декоративно-прикладного искусства и народных промыслов. Своим студентам она рассказывает об отношении к творчеству и что в основе любой работы должна лежать идея. Профессионал может создать ее из чего угодно. Именно идея является первоосновой, а не то, что может показаться внешне красивым.
Если темой занятий стал растительный орнамент, педагог учит их рисовать растение во всех его частях – стебель, корень, почки, листья, бутоны, цветы, и искать для себя образ растения. Главное – научить художника не ремеслу, а образности, умению стилизовать, найти главное в многообразии признаков и разместить его в композиции.
Все произведения на выставке отсылают к барочной стилистике, но это не цитаты, говорит художница, а фантазия на тему барокко. Так получилось, что отправной точкой для создания этой серии стала одна коллекция, оставившая глубокий след в памяти художницы.
– Когда я училась в институте и уже поняла, что буду керамистом, мне очень хотелось заниматься фарфором. Интернета тогда не было, я бродила по Эрмитажу с блокнотом и бесконечно зарисовывала все, что мне понравилось. И когда делала эту выставку, у меня перед глазами висели те самые зарисовки. В основном это было барокко, а форма, как правило, – некий плод, окруженный листьями, переходящими в маленькие ножки.