Минувшая пятница стала праздником для всех любителей этнической культуры. Уже на лестнице зрителей Тверского театра кукол встречали звуки музыки: в фойе на небольших сценических площадках давали представления ансамбли «Вихмане» из Лихославля и тверская «КрАсота», а Алла Шаповалова завораживала многочисленную публику звуками индейской флейты пимак.
В фойе работала только что открытая фотовыставка «Край сплетенных судеб русских и карел», а герой сегодняшнего вечера вручал театру кукол в честь дня его рождения (в этом году театру исполняется 80 лет) свою книгу «Тайна белого Июса»(6+). Ее автор – удивительный человек. Этнический певец, композитор, поэт Руслан Ивакин (сценическое имя – Gurude) – дважды лауреат премии Президента РФ, официальный представитель миссии ООН, победитель многочисленных музыкальных конкурсов.
– Руслан – потрясающий человек, я могу говорит о нем бесконечно. Он удивительно сочетает в себе огромный космос, и при этом очень земной, – говорит известный психолог Татьяна Мужицкая, чтобы побывать на концерте Руслана, специально приехавшая из Санкт-Петербурга в Тверь. – Он несет свет. Люди мне пишут: я слушаю Руслана, и у меня текут слезы, непонятно почему. Понятно почему, отвечаю я: тают внутренние льды. Он своим светом топит наши внутренние замороженные глыбы. Руслан своим невероятным голосом, энергией, любовью может достучаться до сердца.
И еще, добавила Татьяна, он фанатично предан своему делу. Пройдя конкурс в пять тысяч человек, попал в Бродвей, но вернулся в Россию, чтобы заниматься проектами, посвященными культуре малых народов. И делает это профессионально, въедливо, на высочайшем уровне.
Перед концертом артист пообщался с журналистами.
– Мы все, люди искусства, – шаманы, – объяснил он свое артистическое амплуа. – Ведем диалог с чем-то неизвестным, красивым, шепчущим нам разные идеи. И пытаемся донести их до людей.
Родился Руслан на острове Сахалин, с детства жил рядом с малочисленными народами, соприкасался с их культурами, которые, как тогда уже понял, надо беречь. Необязательно по факту причастности к тому или иному народу, а просто как человек: мы должны друг друга поддерживать.
Когда приезжаешь к этим людям, говорит Руслан, они спрашивают: у тебя есть кровь того народа, которому ты хочешь помогать? Нет, говорю. Почему я должен ограничивать себя рамками Сахалинской области или Республики Хакасии (сюда родители Руслана переехали, когда ему было девять лет).
– Наша страна так велика, что жители одного региона могут прожить всю жизнь, так и не узнав культуру других народов России. Культура – это призма, через которую можно посмотреть на жизнь совсем иначе. Хочется иметь побольше этих драгоценных камней и смотреть на них через мир.
В России сейчас 48 малочисленных народов, у некоторых осталось всего по два представителя. Им сложно самим сохранить и восстановить свою культуру: нет музыкантов и певцов, через которых передается музыкальная культура. А язык забывался из-за того, что престиж его был невысоким. Молодежь перестала на нем говорить, и сейчас мало людей, которые знают и берегут свои язык и культуру. Поэтому встречи с теми, кто их ценит, Руслана особенно вдохновляют.
– Есть национальные театры кукол, но для постановок нет музыки. У некоторых народов нет колыбельных – такое представить невозможно. Мы пишем им песни, которые интегрируются в различные шоу, спектакли, праздники и начинают жить. Это огромное счастье. При составлении своих программ всегда консультируюсь с носителями языка. Колыбельную вепсов, не очень популярную, мы интегрировали в мою новую песню, получился диалог внука и бабушки. На Алтае устраиваем встречи под открытым небом, поем колыбельные, люди под них засыпают.
Благодаря его лаборатории музыкальных инструментов сохраняется музыка разных народов. Так, нивхи записали тынрын, однострунный музыкальный инструмент, на котором играют всего несколько человек. Любит Руслан соединять инструменты разных народов – узбекские, азербайджанские или нганасанские – эта этническая группа живет на полуострове Таймыр, ее представителей осталось всего 700 человек. Дружба народов внутри одной песни, нет никакого диссонанса, только гармония, говорит артист. Сам он на концерте играет на бубне, созданном мастером по уникальной технологии.
Описать концерт сложно. Это современное шоу с профессиональными звуком и светом, в котором задействованы арфа, бубны и барабаны, колокольчики, клавишный и духовые инструменты. Но это больше, чем музыка: здесь шум ветра и рычание волка, звуки и протяжные, и убаюкивающие, и громогласные. Этот красивый и сильный голос, эти странные песни на непонятном языке, а еще и сопровождающие их рассказы о силе рода, о древности, о памяти, о любви действовали завораживающе.