В открытии фестиваля, который в этом году проходил в Твери в 30-й раз и назывался «Бах и мировая классика», участвовали органистка Людмила Голуб и музыкальный критик Артем Варгафтик. Программа была составлена таким образом, чтобы тверская публика не только услышала произведения Баха, но и познакомилась с музыкой французской органной школы XVII-XX веков и историей жизни органиста собора Парижской Богоматери Луи Виктора Вьерна.
Собственно, весь концерт Артем Варгафтик назвал посвящением колыбели музыкальной цивилизации – Нотр-дам-де-Пари, собору Парижской Богоматери. Уникальный исторический, культурный и музыкальный памятник, четыре года назад он чудом не погиб в пожаре.
Артем Варгафтик и Людмила Голуб задумали концерт как своеобразный витраж: разные части картины из цветного стекла сложились в единое целое, в центре витража – фигура Луи Вьерна, замечательного французского музыканта, которого можно назвать гением места или ангелом-хранителем Нотр-Дам-де-Пари. На протяжении нескольких десятилетий первой половины XX века Луи Виктор Вьерн был главным штатным органистом собора, все, что прозвучало в первом отделение концерта, – выбор этого композитора и исполнителя, эту музыку, которая сохранилась в записи, он сам играл.
– Бах – великий утешитель, – рассказал зрителям Артем Варгафтик, – он был опорой для Вьерна в его человеческой судьбе. Луи Виктор был слепым от рождения, операция на глаза, которую он перенес в семилетнем возрасте, не очень ему помогла: он видел только свет и смутные очертания предметов. Несмотря на это, он блестяще овладел мастерством органиста, требующее, кроме всего прочего, фантастической координации всего тела.
Учился мальчик в интернате для детей с ограниченными возможностями, ходил вольнослушателем в органный класс Сезара Франка. И в детстве, и потом на его долю выпало много горя и бед, – сын и брат погибли на фронте во время Первой мировой войны. Поддержку Вьерн искал в музыке Баха. Среди прочих причин, по которым Бах был ему нужен, важен и дорог, надо назвать те особенные моменты утешения, которые он находил в баховских хоральных обработках.
Последним концертом Вьерна стал 1750-й по счету. Луи Виктора поразил инфаркт, когда он играл в соборе Нотр-Дам, но его нога застряла на педали и, когда музыканта уже не было в живых, нота «ми» продолжала звучать. Так великий органист ушел в лучший мир. Памяти Вьерна на концерте посвятили лучшие его произведения и как композитора, и как исполнителя.
Людмила Голуб исполнила также известные композиции самого Баха, музыку французских композиторов Луи-Клода Дакена, Сезара Франка, Сергея Рахманинова. Вьерн был первым, кто решился переложить музыку нашего великого соотечественника для большого органа – известную прелюдию до диез минор.
Во второй день фестиваля прошел концерт «Молодые дарования Тверского края», а завершился большой праздник музыки концертом «Королевский Бах», на котором Владимир Королевский исполнил сонаты и прелюдии Баха, в том числе «Взываю к тебе, Господи».

