Тверская филармония представила долгожданную премьеру сценической версии оперы Чайковского «Иоланта» (6+). Это произведение считается самым светлым и жизнеутверждающим сочинением композитора.
В ее основе лежит пьеса датского драматурга Генрика Герца «Дочь короля Рене», которую Петр Ильич прочитал задолго до рождения оперного замысла. Сюжет очаровал композитора поэтичностью и оригинальностью, и когда ему от Мариинского театра поступил заказ на оперу, выбор пал на драму Герца. Брат Чайковского, Модест, написал либретто, в 1891 году опера была написана, и уже на следующий год состоялось первое представление. И вот уже больше века история слепой девушки и ее любви к незнакомому рыцарю трогает сердца слушателей.
«Иоланта», одно из самых красивых и светлых произведений композитора, стала его последней оперой. «Я напишу такую оперу, что все плакать будут», – писал Петр Ильич своему брату. И тверские зрители если и плакали, то тихо и незаметно, но свое отношение к представлению показывали в финале громкими благодарными аплодисментами.
![иоланта (6)](https://vedtver.ru/wp-content/uploads/2023/12/иоланта-6-e1702458444653.jpg)
Духовые инструменты, играющие вступление, с развитием действия уступают скрипкам, и эти прекрасные светлые звуки внушают надежду и создают радостную атмосферу.
«Мой птенчик, Иоланта, ты устала», – такими нежными словами Марты, няни героини, начинается действие. Иоланта, дочь короля Прованса, не устала – она чем-то встревожена. Проведя юность в счастливом неведении, не подозревая о своей слепоте, она вдруг стала мучиться смутными предчувствиями. «Неужели глаза даны только затем, чтобы плакать?» – вопрошает девушка. О том, что не только для этого, скоро узнает благодаря чудесному целителю и любви к таинственному рыцарю.
«Вот тебе лютики, вот васильки, вот мимозы, вот и розы, и левкоя цветки; лилии, ландыши, чары весны, бальзамины и жасмины аромата полны», – чарующие звуки дуэта ее подруги и няни утешают и рассказывают о том, что от нее скрыто.
Подобный раю волшебный сад, павильон в готическом вкусе, кусты цветущих роз, прочую экзотику интерьеров, которые можно только вообразить, а еще камзолы, высокие сапоги, шпаги и что там еще предполагается в условном историческом костюме мавританского врача и графа бургундского – все это великолепие не дано увидеть не только бедной Иоланте, но и нам, зрителям: концертный вариант не предполагает сценографии, реквизита, костюмов, взаимодействия между артистами. Мы видим на авансцене вокалистов в концертных костюмах и стоящие перед ними на пюпитрах ноты. Закончив исполнение своей партии, артист садится на стул. Чтобы увидеть лилии и ландыши, волшебную обстановку сада, перемещения персонажей по сцене, все их движения и взгляды, приходилось включать воображение.
![иоланта (5)](https://vedtver.ru/wp-content/uploads/2023/12/иоланта-5-e1702458453864.jpg)
Иоланта на просьбу Водемона, графа бургундского, подарить ему на память о свидании красную розу, срывает белую. Она трижды пытается выполнить его просьбу и каждый раз ошибается: «Опять? Я красную просил сорвать!». Она не знает, что значит «красный», она не знает, что такое свет. «Чудный дар природы вечной, дар бесценный и святой. В нем источник бесконечный наслаждения красотой», – открывает ей глаза на мир в своей известной арии граф. И Иоланта совершенно чудесным образом обретает зрение, а потом и возлюбленного супруга.
Тверской вариант оперы – плод совместной деятельности артистов нескольких театральных коллективов. В его создании принимали участие солисты театра «Новая опера» исполнительница роли Иоланты Елизавета Соина и Владимир Кудашев, выступивший в роли короля Прованса Рене.
Партию Роберта, герцога бургундского, знакомого публике по арии «Кто может сравниться с Матильдой моей», пел солист Большого театра Андрей Григорьев. А рыцаря, влюбленного в Иоланту, Водемона, – солист Мариинского театра Кирилл Белов.
![иоланта (2)](https://vedtver.ru/wp-content/uploads/2023/12/иоланта-2-e1702458804808.jpg)
Некоторые артисты работают сразу в двух театрах. Но никто не может сравниться по занятости с Валерием Гергиевым, удостоенным всех мыслимых наград – от звания народного артиста РФ до трехкратного лауреата Государственной премии РФ: он – художественный руководитель и генеральный директор Мариинского театра, за неделю до тверской премьеры назначенный генеральным директором Большого театра, председатель Всероссийского хорового общества, сопредседатель Союза театральных деятелей России и так далее.
Главная заслуга в постановке оперы принадлежит, конечно же, Тверской филармонии: шесть из десяти персонажей исполняли наши артисты: это Рудольф Овсепян, Владимир Шутенков, Михаил Сорокин, Ольга Атрохова, Анна Чурилова и Эмма Штуко.
Их пение сопровождал сводный симфонический оркестр в составе губернаторского камерного оркестра «Российская камерата», группы духовых инструментов музыкальных театров Москвы и губернаторского камерного хора «Русский партес», дирижер – Андрей Кружков.
Нельзя не поблагодарить и Тверской театр драмы, предоставивший свою сцену, где можно было разместить всех исполнителей оперы.
![иоланта (4)](https://vedtver.ru/wp-content/uploads/2023/12/иоланта-4-e1702458764706.jpg)
![иоланта (3)](https://vedtver.ru/wp-content/uploads/2023/12/иоланта-3-e1702458776474.jpg)
![иоланта (1)](https://vedtver.ru/wp-content/uploads/2023/12/иоланта-1-e1702458815658.jpg)