Мыслить можно не только абстрактными категориями, но и используя материал – текстиль, керамику, стекло, металл. Именно так делали и делают приверженцы петербургской художественной школы.
Работы признанных и молодых мастеров декоративно-прикладного искусства города на Неве представлены на выставке в Тверском Императорском дворце. Экспозиция из Елагиноостровского дворца-музея Санкт-Петербурга посвящена художественной культуре Северной столицы с 1960-х годов до наших дней.
– Ключевое понятие, которое заложено в названии выставки, – «Мыслить материально». Это образ-метафора творческого самовыражения в материале, постепенного диалога с ним. И нахождения в этом диалоге той суммы художественных приемов, которые позволили выразить идею, концепцию, – отмечает начальник экспозиционно-выставочного отдела Елагиноостровского дворца-музея Светлана Кузнецова.
Ленинградская школа сочетает в себе как переплетение времен – умелое использование художественного наследия прошлого и новаторских подходов, так и того, что называется вечным, – природы материала. Наиболее заметно это в работах из керамики. Они больше тяготеют к скульптурам, где важен символ. Не останутся без внимания посетителей и работы из стекла. Они выполнены художниками ведущего предприятия Советского Союза – Ленинградского завода художественного стекла.
Особое место на выставке занимают гобелены ручной работы. Посетитель наверняка остановится возле ковра-гобелена «Белая тундра» художника Е. Ткаченко. Это абстрактный объект, выполненный по авторской технологии и являющий собой синтез актуального искусства, традиций и новаций, живописи и текстиля. Также на выставке «Мыслить в материале» представлены работы выдающегося художника по текстилю Бориса Мигаля – гобелены «Вираж», «Завод», «В белую ночь». Творческое наследие мастера оказало большое влияние не только на развитие художественного текстиля ленинградской школы, но и на российское искусство гобелена в целом. Мастер смело экспериментировал с фактурой, разрабатывая «предельно тактильную и осязательную» поверхность тканого полотна за счет разнообразного плетения, виртуозного сочетания высокого и низкого рельефов, природных и синтетических материалов. Не одно поколение художников гобелена сформировалось на этих «текстильных» открытиях.
Представляют интерес и текстильные работы петербургских художников. Они также созданы в уникальных авторских техниках – прозрачного коллажа, ручной печати на ткани, основанной на принципах старинной ручной набойки.
Дополнят экспозицию фильмы, благодаря которым зрители узнают о творчестве ведущих художников Ленинградского завода художественного стекла, процессе создания «драгоценных тканей», платьев-объектов и шалей-полотен, проектов по металлу.
Выставка будет открыта до 29 сентября.
Светлана УСАЧЁВА