Новую рубрику, посвященную культуре, вопреки призыву «Героя на авансцену!», начинаем с представления не одного человека и даже не группы людей, а целого направления в культуре – фольклора, объединяющего в себе разные виды искусств, в последние годы по уровню роста популярности мало с чем сравнимого, древнего и вместе с тем вполне соотносимого со многими сферами современных знаний и технологий.
Прекрасный повод поговорить об этом дал приезд из Петербурга в Тверь с праздничным рождественским концертом известнейшей фолк-группы «Отава Ё». Ее пригласил директор Тверского театра кукол Виталий Салтыков, который много лет дружит с этим коллективом.
Как все события, проходившие в этом театре в рамках проекта «Куклы и люди», встречу отличала прекрасная атмосфера. После концерта артисты общались со зрителями, раздавали автографы, а, перед тем как выйти на сцену, руководитель группы Алексей Белкин ответил на вопросы журналистов и юных друзей театра кукол из детского интеллектуального клуба.
Музыкант рассказал об истории создания коллектива, отметившего в прошлом году двадцатилетие, о том, как появилось название и что поначалу концерты давали на улице. Интересно было услышать его суждение о современном фольклоре.
В 60-е годы прошлого века, рассказал Алексей, в Ирландии появилось много групп, которые показали, что деревенскую музыку, оказывается, можно играть интересно. Эти люди совершили культурную революцию – по всем странам начал распространяться интерес к корневому фольклору. Дошло и до нас: в конце 90-х был кельтский бум, российские группы тоже стали играть эту музыку. Но вскоре музыканты осознали, что в России вообще-то есть свой фольклор. Однако многие, в том числе «Отава Ё», к русской музыке пришли именно через кельтскую.
В Советском Союзе главенствовала официальная линия фольклора, простому человеку совершенно неинтересная. А когда стали распространяться записи, любители музыки узнали, что фольклор – это не только суррогат академического искусства, но и невероятно классная музыка, исполняемая отличными инструментами.
– В 2001 году мы съездили на фестиваль в Латвию, – рассказал Алексей, – услышали потрясающий финский фолк. В Латвии еще круче играют, они такие молодцы, в этом отношении нам надо поучиться у прибалтов.
То, что делает «Отава Ё», на мировом рынке ничем не хуже фолк-рока из Ирландии. С концертами музыканты объездили весь мир, записали много альбомов. Вышел на экраны фильм «По щучьему велению», в котором задействовано десять музыкальных композиций группы. Сейчас «Отава Ё» – самый успешный российский фолк-проект.
Рассуждая о месте музыки в жизни современного человека, Алексей Белкин отметил, что фольклор трансформируется – он стал просто одним из музыкальных жанров. Это раньше музыка была частью быта: «Нам песня строить и жить помогает» – не просто слова. Сейчас потребности в пении нет – включаем плеер, и музыка всего мира развлекает нас с утра до вечера. Но есть люди, очарованные древностью, которые заявляют, что будут, как их предки, жить старым укладом в деревне, петь песни. Но очень скоро им приходится отказываться от своих несбыточных иллюзий: во-первых, их не охотно принимали местные, а во-вторых, в деревнях уже давно живут не так, как представляют себе эти мечтатели.
Рассказал музыкант и о связи фольклора с другими жанрами:
– Проект Дмитрия Покровского и американского джазмена Пола Уинтера казался революционным, но, на мой взгляд, не очень удачным: все, что скрещивается с джазом, становится джазом. С чем можно совмещать фольклор? Только с фольклором. Песня может существовать в пятидесяти разных вариантах. Но только один, скорее всего, будет подходить. А свое направление мы не выбирали, более того, оно все время трансформируется. Музыка у нас звучит по-современному, мы используем бас-гитары, на записи – синтезатор, но это только средства для достижения цели, которая формируется в процессе репетиции, всей творческой жизни коллектива. Если она есть, музыка неизбежно будет меняться. Мы не подстраиваемся под успешные группы, мы идем в корневой фольклор. Все знают группу «Иван Купала», совершившую в свое время прорыв в музыке, и огромное количество групп, которые пытались копировать их успех. Ни у кого не получилось.
«Отава Ё» на песни того или иного региона не ориентируется: музыканты не ученые и не фольклористы и потому имеют привилегию делать все что им захочется, не заботясь о соответствии этнографической достоверности.
– Мы и цели такой не ставим. Искусство, извините за пафос, – творческое осмысление действительности, – говорит Алексей, – мы берем песню, которая нам понравилась, но, бывает, не получается сыграть ее так, чтобы музыка не казалась чужеродной, не противоречила произведению. Так было с песней «Во поле калина», мы ее отложили, через десять лет достали и она – оп! – получилась.
Тверские зрители услышали лучшие их песни. Открылся концерт некоторыми номерами из «Рождественского альбома», прозвучали «Как в Иерусалиме», «Загорелась во поле калина», «Народилась Коляда накануне Рождества», казачья лезгинка «Ой, Дуся, ой, Маруся», «Сумецкая» и другие.
В какой-то момент из зала закричал ребенок, что хочет песню про кота. Кто не знает, музыку к известнейшим куплетам «У кошки четыре ноги, позади у нее длинный хвост» сочинил петербургский композитор Сергей Слонимский. Она вошла в репертуар «Отавы Ё», в ней, как сообщил со сцены Алексей, простым языком доносится важная истина: маленьких обижать нехорошо.
Чтобы удостовериться в том, что тверские дети музыкальны и раскованы, надо идти в театр кукол. На концерте «Отавы Ё» не надо было два раза повторять приглашение танцевать – хотя зал мало для этого приспособлен, ребята его моментально обжили. Даже хоровод водили, что было по душе музыкантам. Как сказал Алексей Белкин со сцены, если там, где мы выступаем, детям некомфортно, значит, это не наше место. Театр кукол, как мы смогли убедиться, одному из главных пожеланий фолк-группы соответствовал.
Возрастное ограничение концерта (6+)