Под необычным именем героя, Альфа, которого мы сегодня выводим на авансцену, скрывается целое поколение. Именно скрывается: про теорию поколений и про некие буквы, призванные обозначать то или иное поколение, X, Y, Z, что-то такое мы слышали.
Но известно ли вам, что те, кто родился после 2010 года, открывают не только первое поколение XXI века, но и алфавит: старая хронология завершилась, и мир перешел к новому исчислению.
Теория поколения, как всякая теория, суха, а древо жизни пышно зеленеет. И сегодня вперед выступает молодая зеленая поросль. Эти подростки с первых дней своей жизни воспитывались в окружении умных технологий и социальных сетей, от своих предшественников они отличаются неординарным мышлением и ранним развитием.
– Сейчас они уже не дети, но еще и не бунтующие подростки, а нежные, чуткие, эмоциональные души, ищущие свой голос и место в жизни, задающие себе сложные вопросы. Именно для таких ребят мы и запускаем новую драматургическую лабораторию «Альфа. Драма», – заявили в Тверском ТЮЗе в ноябре прошлого года.
А в январе из Санкт-Петербурга приехали преподаватели – молодые драматурги Полина Коротыч и Маша Всё-таки, авторы, чьи пьесы входят в шорт-лист конкурсов «Большая и Маленькая Ремарка», фестиваля «Любимовка» и других.
Сначала на конкурсной основе отбирали участников. Нужно было написать на тему «Я и город» размышления о родном городе, любимых местах, о том, как он влияет на людей, а они – на него. Главная задача, которую ставили перед собой драматурги, – помочь подросткам найти точки доверия, наладить коммуникацию, обрести свой голос и нащупать собственную интонацию.
Из 25 заявок выбрали 11, точнее 12, но один мальчик не ответил. В группе остались только девочки. И потом на протяжении пяти дней они изучали теорию драмы, узнавали основы драматургии, выполняли упражнения, играли, получали ответы на свои вопросы. Параллельно с этим каждый участник писал пьесу. Это должно было быть пусть короткое, но законченное произведение, которое наставники помогали редактировать.
![тюз (1)](https://vedtver.ru/wp-content/uploads/2024/01/тюз-1-e1706712294569.jpg)
На шестой день режиссеры Сергей Зюзин, Тимур Шарафутдинов, Александр Евдокимов, Иван Иванов и актеры (была задействована почти вся труппа ТЮЗа) репетировали, готовили читки-спектакли. И на седьмой день на большой сцене театра все пьесы в присутствии зрителей разыграли.
– Это был очень интересный процесс, – говорит драматург Полина Коротыч. – Я понимаю, что детям в возрасте 11–12 лет не так просто взять и написать именно пьесу, потому что пьеса – это особый вид мышления. Я очень рада, что у них получилось. Все работы получились оригинальные, индивидуальные, отражающие то, о чем думают подростки. Много было работ про отношения с родителями, о том, что бывает недопонимание. Чувствуется, что в своих текстах ученики пытаются их разрешить. У кого-то противоречия показаны в положительном ключе, у кого-то – в радикально отважных действиях. В одной пьесе героиня выбрасывала скрипку в окно: она не хотела заниматься музыкой, а мама настаивала.
Была тема одиночества. В одной пьесе мама уходит из дома, ребенок грустит, а домашние предметы – стол, стул, шкаф – пытаются ее утешить. Та же тема в пьесе про собаку, которая поначалу не могла влиться в семью.
– Если говорить о сегодняшних подростках, у них все отлично – они очень живые, энергичные. У них есть оригинальные идеи, желание придумывать что-то новое, готовность экспериментировать, – считает Полина Коротыч. – И, что важно, они открыты и легко идут на контакт.
Как заметила драматург, формат лабораторий «Альфа. Драма» достаточно распространенный, они проходят в других городах России. Эта школа – отличная возможность показать подросткам, как устроена закулисная жизнь, что именно происходит по ту сторону занавеса. Кроме того, она развивает творчество, внутреннюю свободу: после таких занятий появляется лучшее понимание самого себя. Задача вырастить драматургов не стоит.
![тюз (2)](https://vedtver.ru/wp-content/uploads/2024/01/тюз-2-e1706712333702.jpg)
Наверное, надо назвать по именам и всех учеников этой удивительной школы, и их произведения. Полина Кабанова «Что скрывается за кадром», Агния Кузнецова «Два колеса», Александра Буданова «Ничего не бойся», Серафима Кузьмина «Силуэты», Арина Абрамова «Старый велосипед», Полина Елисеева «Русалка под шубой», Ярослава Воржова «Жизнь умной и замечательной собачки», Мария Шафранова «Это была ее участь», Алиса Бардышева «Время в городе», Елизавета Гурьянова «Лунная ночь в серебряном кармане», София Дюндина «Ева и Табуретка».
Полина Кабанова рассказывает, что написала пьесу «Что скрывается за кадром» о том, как одна девушка брала интервью. Тараканы, которые жили в ее голове, комментировали то, что они в это время думали, и все это смешно обсуждали. Закончилось тем, что тараканы посмеялись над своей задумкой. Да, можно сказать, что тараканы – это просто причуды девушки. Мне очень понравилось писать пьесу, сказала Полина, это смешно и интересно.
Очень понравился этот проект и Александре Будановой.
– Драматурги веселые, мы чувствовали себя как дома. У нас были чай и печенье. Первые несколько дней играли, обсуждали темы. К нам приходили режиссеры, все время рассказывали о чем-то новом, играли, помогали редактировать тексты. Моя пьеса – о девочке, которая пересмотрела страшных мультиков и поэтому боялась ложиться спать, – объясняет Александра. – Ее защитником стал плюшевый ежик. Я переписывала пьесу несколько раз – сначала отказалась от одного замысла, потом от второго, конечный результат появился только в последний день. Мне она понравилась, и сыграли ее очень хорошо. На репетиции мы подбирали музыку, даже корректировали работу актеров и делали им замечания. Мне все это очень нравится, хочу развиваться в театральной сфере.