В этом году мы всей страной отмечаем 225 лет со дня рождения Пушкина. Дата некруглая, но отношение к ней серьезное: только в Тверской области пройдут 128 посвященных ей мероприятий – выставки, конференции, спектакли, концерты и многое другое.
Традиция отмечать этот день появилась еще в XIX веке. Уже тогда россияне знали, что Пушкин – великий поэт и «наше все», и проводили пушкинские праздники. Самый яркий из них, 1880 года, был связан с открытием ему памятника в Москве.
Отмечали юбилей в 1899 году, в 1937-м, 1949-м, 1999-м. У каждого празднования был свой формат, у каждой эпохи своя пушкинина.
Главный поэт страны, символ русской литературы, Пушкин был точкой отсчета не только для литераторов, но и для художников, деятелей театра, музыки, вообще культуры. Эта запредельная высота невыносима для массового сознания, вокруг его имени начал появляться карнавальный ореол. Пушкин пошел «в народ», стало неизбежным фамильярное отношение к нему.
«Прогулки с Пушкиным»(16+) писателя-диссидента Андрея Синявского до сих пор вызывают споры и негодование, хотя это эссе было написано почти 60 лет назад в лагере. «На тоненьких эротических ножках вбежал Пушкин в большую поэзию и произвел переполох», – одна фраза чего стоит.
«При всей любви к Пушкину, граничащей с поклонением, нам как-то затруднительно выразить, в чем его гениальность и почему именно ему, Пушкину, принадлежит пальма первенства в русской литературе. Трудность заключается в том, что весь он абсолютно доступен и непроницаем, загадочен в очевидной доступности истин, им провозглашенных, не содержащих, кажется, ничего такого особенного… И, быть может, постичь Пушкина нам проще не с парадного входа, заставленного венками и бюстами с выражением неуступчивого благородства на челе, а с помощью анекдотических шаржей, возвращенных поэту улицей словно бы в ответ и в отместку на его громкую славу», – написал Андрей Синявский.
Фрагмент книги был напечатан у нас в 1989 году. На пленуме Союза писателей России ее ругали, видели в ней русофобию и надругательство над Пушкиным, требовали отставки главного редактора журнала, опубликовавшего ее.
Вызвала в свое время скандал и картина Петра Кончаловского «Пушкин в Михайловском», представленная на выставке его работ в 1932 году в Москве. Пушкин изображен сидящим в постели в распахнутой ночной рубашке и с голыми ногами. В таком виде «наше все» цензуру не прошло, и даже подправленной на юбилейную выставку в 1937 году работа не попала.
О Пушкине нескучно
Каждое поколение ищет правильные слова для выражения своей любви к Пушкину. Показательно название презентации по модернизации маршрута «Пушкинское кольцо», подготовленной региональным министерством туризма, – «О Пушкине нескучно».
В тверских театрах и раньше было много спектаклей по произведениям Пушкина. Причем некоторые отличались самыми своеобразными трактовками. Но, поставленные к той или иной дате, они часто вызывают сложное чувство. Во-первых, видится трудность в трактовке героя, хорошо всем известного. Во-вторых, и главное – там, где нет свободы выбора, а есть обязанность следовать спущенным сверху предписаниям, появляется скука и формализм.
Но «датские» спектакли даже в советские времена были интересны. Вспоминается история, которую Роман Виктюк, бывший некоторое время главным режиссером в Тверском ТЮЗе, очень смешно рассказывал, – о том, как он убеждал партийное начальство в том, что постановка к столетию со дня рождения Ленина спектакля «Коварство и любовь» – идеологически правильное решение. Результат, судя по отзывам, получился грандиозный: конная милиция сдерживала напор публики на этот спектакль.
По маршруту Москва – Санкт-Петербург
С этой темы мы начали беседу с режиссером Тверского ТЮЗа Тимуром Шарафутдиновым, работающим сейчас над постановкой спектакля «Пушкин. Путешествие к Черной речке»(0+).
– Тимур, как вы относитесь к тому, что спектакли ставятся к юбилеям? Нет ли здесь унижения человека, ставшего героем события: мол, если бы не дата, не вспомнили бы.
– Я и без всяких поводов поставил три спектакля по произведениям Пушкина – в Мензелинском драматическом театре «Маленькие трагедии», впервые поставленные на татарском языке, в Ачинском драматическом театре – «Евгений Онегин», в Оренбурге – «Станционный смотритель». В Твери мы планировали небольшой образовательный проект о Пушкине, сейчас он масштабировался до спектакля. Но он придумывался не специально под дату – так совпало.
– На сайте театра узнаем, что в новом спектакле на сцене будет сразу четыре Пушкиных.
– Есть такое очень стереотипное представление о Пушкине как о человеке с портрета, стоящем на недостижимой высоте. Кажется, молодое поколение не пытается взглянуть на него как на личность. Оно не слишком углубляется в эту тему, не думает, что он мог жить ярко, что у него были шутки, схожие с сегодняшними.
Мы поставили перед собой задачу раскрыть разные грани Пушкина – как поэта, человека, драматурга, прозаика. Когда начали работать над материалом, драматург Полина Коротыч предложила строить мостик к нему через наших современников, молодых людей. Так появились четыре героя – актеры, которые едут на съемки фильма о Пушкине из Москвы в Санкт-Петербург. Один из них говорит: он родился в Москве, умер в Петербурге, мы как раз едем этим маршрутом. И мы вместе с артистами совершаем метафорическое путешествие по его жизни, стараясь показать эту личность с разных сторон. Но у ребят есть свои вопросы к этому миру, и, проживая какую-то часть жизни Пушкина, они что-то открывают и лично для себя.
– Разве канонический школьный образ классика не остался в прошлом? «Веселое имя Пушкин», – говорил Блок. И что можно добавить после Синявского, сказавшем: «Да это же наш Чарли Чаплин, современный эрзац-Петрушка, прифрантившийся и насобачившийся хилять в рифму»?».
– Но эти суждения не слишком популярны, особенно у молодых. А нам хочется не просто рассказать биографию с датами, а с помощью современников – его историю.
Не только гений
– Получается, главные герои – эти четверо и Пушкин. Каким вы его видите?
– Это очень сложный вопрос. Мы много читали, смотрели, изучали материалы, но достоверный портрет составить невозможно, тем более что личность эта очень неоднозначная. Он не всегда следовал своим принципам, менялись его взгляды, характер. Тем не менее мы попытаемся вместе со зрителями показать Пушкина так, чтобы у каждого сложился свой образ.
– Разве у вас интерактивный спектакль? И публика будет в нем участвовать?
– Мы, конечно, не будем общаться со зрителями, но и не будем от них в отрыве: нам не безразличны люди в зале, мы знаем, что они есть. Театр не для того, чтобы давать ответы, а чтобы задавать вопросы и общаться. Поэтому не хочется патетики на тему «Пушкин – гений!», «Пушкин – солнце русской поэзии!».
– Если не гений и не солнце, то кто тогда?
– Прежде всего человек, многогранный, сложный. С творчеством его мы все так или иначе знакомы, у нас будут звучать фрагменты его произведений. Но наша задача в большей степени – познакомиться с ним как с человеком.
– Как вы относитесь к выражениям типа «Работать за тебя Пушкин будет?» и огромное количество анекдотов о нем. Их, кажется, больше, чем про Чапаева и Штирлица.
– Не скажу, что дико нравится, но хорошая добрая ирония никогда не бывает лишней. Тем более что сам Александр Сергеевич – любитель подшутить, в том числе над самим собой. Без иронии не обойтись, но она будет не острой, не скабрезной, а – с любовью. У нас в спектакле, кстати, будет звучать эта фраза.
– Каждый, кто отвечает за празднование юбилея, пытается найти что-то новое, свое. Вы тоже стремитесь к этому?
– Любой художник пытается найти что-то новое. Другой вопрос, удается ли. Бывает, кажется, нашел что-то, а на самом деле это уже сделали до тебя. Мы на пути: каждая репетиция начинается с открытия уникального, того, что наши актеры раньше не знали. Скажем, о том, что Пушкин – человек публичный, но при этом одинокий, а искренним ощущал себя только с няней. Про его отношение к любви, смерти. У нас даже есть такой персонаж – Смерть. Отвечать однозначно неправильно: если к событиям относиться однобоко, история становится плоской. Мы можем только искать ответы на вопросы.