Конец позапрошлого века, половодье в Весьегонске, мужик на узкой лодке переплывает затопленную улицу… А вот большая вода ушла: осталась круто замешанная грязь с маленькими зеркальцами луж – дорога к весьегонской Казанской церкви. И снова Весьегонск конца 19 столетия: за темными баржами величаво возвышается Богоявленский собор…
Уникальные светописные работы известных мастеров, на которых сквозь марево времени проглядывает тверская земля второй половины XIX — начала XX веков – это лишь часть богатейшего собрания Тверской областной картинной галереи, ставшая новой виртуальной выставкой «Тверская губерния в фотографии».
Львиная доля этих уникальных снимков была подарена галерее крупнейшим тверским собирателем и исследователем фотографии Александром Николаевичем Семеновым.
Самый ранний из представленных на выставке экспонатов – «Портрет писателя И.И. Лажечникова», выполненный Карлом Даутендеем в начале 1850-х годов в Санкт-Петербурге. Тверской вице-губернатор, знаменитый русский писатель, автор романов «Последний новик» и «Ледяной дом» предстает на этом портрете добродушным увальнем. Саксонский подданный Карл Даутендей одним из первых открыл дагерротипную мастерскую в Санкт-Петербурге и освоил прогрессивную для тех времен технику печати на соленой бумаге. «Портрет писателя И.И. Лажечникова» из собрания Тверской областной картинной галереи также выполнен в этой технике и раскрашен прозрачной акварелью.
А вот снимки, сделанные в Твери. На групповом портрете три элегантных франта с тростками – юные лица, щегольские шляпы… Купеческая семейная пара: добротные сапоги, строгое платье, серьезный взгляд… Эпический снимок сотрудников Тверского музея в одном из залов Императорского путевого дворца, 20-е годы прошлого века…
Первая фотомастерская Твери, упомянутая в архивах, была открыта коллежским асессором Архангельским в 1858 году. А спустя пять лет он приступил к выпуску первого в России ежемесячного художественно-литературного журнала «Фотографическая Иллюстрация». В губернском городе появляются и другие мастера-светописцы. Например, Яков и Евгений Элленгорны.
Фотоателье отца и сына существовало в столице Верхневолжья с 1872 года. Евгений Элленгорн был членом Всероссийского общества фотографов, участником и победителем Всероссийской фотовыставки в Москве 1929 года. Его портреты и пейзажи – яркие примеры так называемой пикториальной фотографии, которая по композиции и светопередаче была близка эстетике живописи и графики. Это особенно заметно на представленном в виртуальной экспозиции женском портрете, выполненном в 1920-е годы. Элегантная дама сидит вполоборота, на одно плечико небрежно наброшена шубка. Работу отличает тонкая игра света и тени, автор виртуозно рисует точеный силуэт, сохраняя прозрачность на лице модели и углубляя сумрак в складках одежды, деталях интерьера.
Вглядываемся в фотографии. За деревянной изгородью серебрится излом реки Кашинки. Простая геометрия возделанных огородов сменяется аккуратными деревянными домиками, пышной листвой высоких деревьев. И на страже этого простого человеческого счастья стоят соборы и церкви… А вот другой Кашин – ледоходный, от которого так и веет зябким воздухом холодной весны 1900 года….
Представление о старинном Кашине во многом строится на впечатлении от работ замечательного фото-мастера Василия Арсеньевича Колотильщикова, владевшего собственным фотоателье в Кашине с 1891 года. Им были сделаны сотни видовых снимков города и его окрестностей, в его коллекции насчитывалось около пятисот стеклянных негативов. В 1908 году на Международной выставке в Первопрестольной кашинский фотохудожник был удостоен серебряной медали.
Особое место в собрании Тверской областной картинной галереи занимают работы Ивана Федоровича Барщевского — художника-фотографа, историка древнерусского искусства и культуры, члена-корреспондента Московского Археологического общества, официального фотографа Императорской Академии Художеств, а позже – и заслуженного деятеля искусств РСФСР. Иван Федорович – участник архитектурных и археологических экспедиций, во время которых он сделал несколько тысяч снимков в старинных городах России, включая Тверь, Торжок, Старицу. На онлайн-выставке можно увидеть утраченное великолепие Желтикова монастыря и запечатленную раку святителя Арсения – тоже утраченную святыню.
Деревенская детвора толпится у колодца в Волговерховье… Две бабы то ли стирают белье в истоке Волги, то ли делают запруду для рыбы. А за ними виднеется скромная деревянная переправа с бережка на бережок – первый волжский мост…
Модным увлечением столетней давности были стереофотографии (пара одинаковых изображений, которые просматривали в стереоскопе, что давало эффект объемной картинки). В 1913 году мастер стереофотографии Захар Захарович Виноградов посетил Тверскую землю, и результатом этого путешествия стала коллекция стереопар, посвященная Волге и Поволжью. Некоторые из них также представлены на виртуальной выставке, которая почти магически переносит зрителя в Тверскую губернию, какой она была 100-150 лет назад.
Светлана Финевич
Фото из собрания Тверской областной картинной галереи