Виды Гималаев особенно красивы в Торжке. Да, речь про те самые, легендарные гималайские этюды Рериха, которые оказывают необъяснимое воздействие на зрителей. И это подлинники.
![рерих](https://vedtver.ru/wp-content/uploads/2023/10/IMG_20231018_155932-scaled-e1698419032242.jpg)
Поразительная коллекция картин выставлена в Доме России, ее привез в Тверскую область Государственный музей Востока, давний друг и партнер Всероссийского историко-этнографического музея. Выставка (12+) приурочена к 150-летию Николая Рериха, которое будет отмечаться в 2024 году. Но ее можно назвать юбилейной еще и потому, что сто лет назад, в 1923 году, началась центрально-азиатская экспедиция Николая Рериха, во многом повлиявшая на мировоззрение художника.
– Важный момент сегодняшнего события – это общение с подлинниками. Именно в стенах музея мы можем наиболее полно почувствовать суть экспоната и замысел автора. А межмузейное сотрудничество позволяет прикоснуться к этой энергетике всем желающим, – заметила директор ВИЭМ Ирина Жукова.
Тверской край тоже сыграл в жизни Николая Рериха большую роль: именно здесь он встретился со своей музой и женой, Еленой. И это не единственная нить, связывавшая его с Верхневолжьем. Эти параллели – лейтмотив экспозиции.
![рерих](https://vedtver.ru/wp-content/uploads/2023/10/IMG_20231018_160047-scaled-e1698419040610.jpg)
С гималайскими этюдами соседствуют работы нашего земляка, Ивана Митрофанова. Он также занимался изучением истории и археологии и творил в одно время с Рерихом, но в России, в военные и послевоенные годы. Для выставки отобрана серия зарисовок 1943 года, посвященная Торжку. Пронзительный контраст: разрушенные фашистами архитектурные памятники древнего города и безмятежное спокойствие гор и неба. Какие бы катаклизмы ни выпали на долю человечества, природа вечна. И вечен Дух.
Есть и еще одна связующая линия между Рерихом, гражданином мира, и влюбленным в тверскую землю Иваном Митрофановым. Это былина о Косте Новоторженине. Один из ее вариантов был записан супругой Рериха, а потом переработан Николаем Константиновичем. Та же былина сохранилась в личном архиве Митрофанова. Самое поразительное в этой старинной легенде – жизненные принципы ее героя. Трезвый разум, требовательность к себе и другим, осознание личной ответственности, готовность встать на защиту родной земли не за плату – из любви. Это и есть этика. Причем живая, ведь ее принципы актуальны по сей день.
– Николай Рерих был из тех творцов Серебряного века, которые своим талантом меняли мир. У него был синтетический склад ума. История, археология, работа с театром, педагогика … Все это было ему близко. Живопись – это уже следствие напряженной духовной и интеллектуальной жизни, – рассказывает старший научный сотрудник отдела «Наследие Рерихов» Государственного музея Востока Лариса Келим.
Но ведь Верхневолжье знает как минимум еще одного такого человека. Эта многогранность таланта, одаренность во всем напоминает о гениальном сыне новоторжской земли Николае Львове. А значит – есть повод искать новые параллели и смыслы. И, как заметила Лариса Келим, совместные выставочные проекты позволяют заниматься этим постоянно и развивать неожиданные повороты темы.
Возрастное ограничение 12+