«Ремесло не коромысло – плеч не тянет» (0+) – так Владимир Ситников назвал свою юбилейную выставку, на которой во всем многообразии представлены его глиняные игрушки, выполненные в стиле традиций региональных промыслов России.
Несколько слов об авторе. Владимир Ситников – профессор кафедры народного художественного творчества Московского государственного института культуры, профессиональный музыкант и фольклорист, педагог. Тверской областной Дом народного творчества много лет сотрудничает с ним в проведении выставок, фестивалей, конкурсов, смотров. Владимир Иванович – председатель жюри всероссийских конкурсов гончаров и игрушечников, участник экспертного совета по формированию каталога объектов нематериального культурного наследия Тверской области.
После окончания Астраханской консерватории Владимир Ситников работал в Челябинском институте культуры и искусства, где создал первую в России кафедру фольклористики. Когда родился сын Добрыня, ставший впоследствии известным в нашем городе музыкантом, Владимир Иванович с семьей переехал в Тверь. Много лет он возглавлял кафедру народного художественного творчества в Тверском филиале Академии славянской культуры.
Выступая во время открытия выставки перед публикой, среди которой было много его учеников, Владимир Иванович назвал тверской период самым счастливым временем в своей профессиональной деятельности.
– Замечательные студенты, которыми я могу гордиться, – отозвался о посетителях выставки юбиляр. – Большинство осталось в профессии. К сожалению, реформаторы загубили это дело, и последние три года я работаю в Москве.
Эту выставку без преувеличения можно назвать уникальной: все представленные экспонаты сделаны руками Ситникова, и каждая – по мотивам филимоновской, каргопольской, новоторжской, хлудневской, абашевской, дымковской игрушки – является полноценным музыкальным инструментом. На них можно исполнять народные песни. От размера свистульки или окарины зависит качество звука: большие издают басовые и контрабасовые звуки, по мере уменьшения объема фигуры звук повышается.
Владимир Ситников владеет многими музыкальными инструментами и может не только играть, но и создавать их. Он уверен, что из каждой игрушки можно сделать музыкальный инструмент.
Во многих традициях мастера-игрушечники делают свистульки с несколькими игровыми отверстиями, но они расположены хаотично. В ситниковских игрушках сохраняется принцип духовых инструментов – здесь не произвольный звукоряд, к которому, чтобы извлечь правильный звук, каждый раз приходится привыкать, а как на полноценном инструменте, позволяющем исполнять любые мелодии.
Есть опыт создания оркестра – выпускники Ситникова организуют коллективы, где дети играют на таких инструментах. В день открытия выставки Владимир Иванович вместе со своим учеником сыграл несколько народных мелодий и порадовал слух зрителей приятным чистым звучанием.
Так же интересно слушать истории экспонатов. Свою экскурсию Владимир Иванович начал с рассказа о новоторжских игрушках. Долгое время существовало мнение, что основа их – авторская, но недавно удалось доказать обратное: представленные образцы этнографических игрушек иллюстрируют глубинные народные корни.
Она интересна и тем, что сохраняется естественный цвет глины – фигурка не загрунтована и не закрашена, как, например, дымковская игрушка. Мастер любит материал и пытается показать все его достоинства.
Владимир Ситников рассказал, что, кроме новоторжской игрушки, которой он очень увлекался и в 1996 году специально приезжал в Торжок, чтобы с ней лучше познакомиться, большой интерес у него вызывала абашевская игрушка. Она названа так по месту гончарного промысла в Пензенской губернии. Форма этой игрушки более всего позволяет делать музыкальные инструменты: Владимир Иванович смотрит на предметы через эту призму.
– Хлудневская игрушка, это Калужская область, используются как свистулька. Большое значение имеет семантика звука. Звук как признак жизни: когда встречаем весну, помогаем ей проснуться от мертвенного сна, – продолжает свой рассказ профессор.
Каргопольская игрушка – промысел, который берет начало в Архангельской области, но в это трудно поверить: такие яркие цвета, казалось бы, Северу не свойственны. Владимир Иванович объясняет, что художники стали использовать такие краски только в 70-е годы прошлого века, изначально цвета были более приглушенными.
Дымковская игрушка родом из Вятки; фигурки мелкие, занятные, особенно та, что в форме поросенка, – чтобы извлечь звук, надо подуть в пятачок.
Но самая удивительная внешне абашевская игрушка: огненно-красные мощные львы, козлы, быки, а рядом с ними такие же фантастически красивые черные с золотом олени с рогами как дерево.
Кроме духовых инструментов из глины, Владимир Ситников делает из дерева гусли. На выставке можно еще видеть шумящие музыкальные инструменты из бересты и дерева, а также предметы утилитарного назначения, крестьянского быта – берестяные короба и туеса.
– Заниматься этим делом очень увлекательно. Народная культура – наше достояние, фундамент национальный жизни. Кроме того, это еще и удовольствие от занятий ремеслом, радость видеть созданные тобой красивые предметы, — отметил Владимир Ситников.