Нынешний юбилей Владимира Лукича Боровиковского прошел достаточно скромно и крупными событиями, выставками и конференциями отмечен не был. При этом не вспомнить этого замечательного человека невозможно.
Боровиковский был, как правильно говорить, малоросс из Миргорода, сын зажиточного казака. Его отец и два брата были иконописцами. Владимир Лукич тоже брался за написание икон, но кроме них он писал и портреты в духе народной украинской живописи того времени.
Выбраться из провинции талантливому художнику помог случай. В 1787 году путь Екатерины II на юг России лежал через Миргород. Местное дворянство заказало у В.Л. Боровиковского несколько работ, которые были размещены в комнатах дома, где остановилась императрица. На холстах были изображены аллегорические сцены, в частности, «Минерва, объясняющая законы семи мудрецам». Богиня, разумеется, имела черты императрицы. На другой картине Петр I был изображен в виде пахаря, далее следовала в образе сеятельницы Екатерина II, сеющая семена просвещения, а за ними шли в образе юных гениев любимые внуки императрицы Александр и Константин, которые боронили землю. Императрица была очень польщена и посоветовала художнику ехать в Петербург. Так он и сделал. Поселился в Петербурге Боровиковский у Николая Александровича Львова и благодаря протекции великого новотора смог и закрепиться в столице, и немало поработал в провинции.
Боровиковский оставался признательным и благодарным Львову навсегда. Он создал портреты всех членов «львовского» кружка и окружения Н.А. Львова, вплоть до нескольких превосходных портретов его крестьян. Время было тогда увлекающееся философией Руссо и сентиментализмом, нежные чувства и порывы находили даже в крестьянской среде (в ней особенно, по причине преклонения перед «природой», в которой крестьяне воспитывались). Это была эпоха строительства классицистических загородных усадеб, которой также очень много внимания уделял Н.А. Львов. Сохранились свидетельства, что для его новоторжских проектов Боровиковский постоянно выполнял некоторые работы – иконостасы и росписи усадебных церквей и домов, но до нас дошли буквально ничтожные крохи былого великолепия, продолжающего в наши дни стремительно исчезать.
Львов передал Боровиковскому и первый по-настоящему крупный заказ – иконостас Борисоглебского собора в Торжке, строительством которого в тот период занимался. Художник исполнял и другие работы на религиозную тематику, но с 1792 года жанр его произведений изменился. В Петербург прибыл очень популярный австрийский живописец И.Б. Лампи. У него, а также у Д.Г. Левицкого Владимир Лукич смог научиться очень многому, быстро довести свою технику живописи до передовой европейской на тот период. Впредь до своей смерти в 1825 году Боровиковский работал почти исключительно в портретном жанре, став одним из ведущих русских мастеров. В 1795 году Владимиру Лукичу присвоено звание академика, а в 1802 году – советника Академии художеств. Он стал модным портретистом, многие высокопоставленные особы желали быть изображенными кистью известного мастера.
Концом 1790-х годов датируются самые знаменитые произведения В.Л. Боровиковского, составившие его славу. Это портреты В.А. Шидловской, Е.А. Долгоруковой, Е.Н. Арсеньевой, Е.А. Нарышкиной и особенно М.И. Лопухиной. Все эти и другие произведения имеют общую композицию, сходство фонов, поз и настроения портретируемых. В условиях, когда времени на работу с натурой у художника было немного, основная часть портрета дописывалась уже в мастерской, приходилось работать почти по шаблону. Тем не менее, каждый такой портрет – настоящая жемчужина русского искусства. А портрет М.И. Лопухиной, фаворитки императора Павла I, по праву считается лучшим произведением эпохи русского сентиментализма рубежа XVIII–XIX веков.
Разумеется, он писал и мужские портреты, в том числе по высочайшим заказам. Например, в Тверской областной картинной галерее хранится один из вариантов портрета Муртазы Кули-хана (1796), изгнанного персидского принца, прибывшего ко двору Екатерины II. Писал он и саму императрицу, и в том числе знаменитый ее портрет на прогулке в Царскосельском парке (1794), а также императоров Павла I, Александра I и многих представителей императорской семьи. В число заказчиков художника входили и высокопоставленные вельможи. Например, в Тверской картинной галерее хранится портрет тверского губернатора А.В. Поликарпова (1796).
При этом художник отнюдь не считал себя баловнем судьбы, оставался человеком лично скромным и очень религиозным. В последние годы он состоял в кружке Е.Ф. Татариновой, впрочем совершенно не разделяя тот дух мистицизма, который этой, по сути, секте был свойственен. Он работал над крупными заказами по украшению столичных церквей – в Михайловском замке, на Смоленском кладбище, Казанского собора. Эти последние работы свидетельствуют, что до конца жизни его талант рос и совершенствовался. Царские врата Казанского собора с изображениями евангелистов стали образцом для их иконографии на сто лет вперед, используются они и в наше время.
Скончался Владимир Лукич Боровиковский в апреле 1825 года. Имущество его по завещанию было роздано бедным, наследников он не оставил. Если не считать, конечно, наследниками его всех нас, поныне восхищающихся его огромным вкладом в русскую культуру.
Павел ИВАНОВ