В Твери на Театральной площади 10 июля, в 118-й день рождения нашего прославленного земляка, великого оперного певца Сергея Лемешева, открыли его памятник.
Бюст Лемешева после реставрации «переехал» к зданию Тверской филармонии с улицы Трехсвятской, на которой простоял 12 лет. Торжеств не было – эпидограничения не позволяют проводить массовые мероприятия. Но инициатор создания этого памятника, Виктор Васильев, выступил на открытии в качестве почетного гостя. Он уже много лет изучает творческое наследие Лемешева, написал о нем несколько книг, является признанным экспертом по жизни и творчеству всемирно известного тенора. Он же когда-то стал создателем первого в стране народного музея Лемешева, который находится на родине оперного певца в деревне Князево Калининского района, и сам возглавлял его.
Перед открытием памятника с Виктором Дмитриевичем побеседовал журналист «Тверских ведомостей».
Дорога к Лемешеву
– Виктор Дмитриевич, вы трепетно относитесь к Лемешеву, много сделали, чтобы сохранить и приумножить память о нем.
– Конечно! Лемешев – бог вокала. Он вошел в десятку лучших теноров за всю историю культуры. Не Собинов, не Козловский, не Печковский, не Атлантов, а именно Лемешев. И в том, что его бюст будет стоять неподалеку от памятника Пушкину, я вижу глубокий символический смысл. Два гения! В репертуаре Лемешева было много партий, исполненных в операх и пьесах на стихи Пушкина: Герман в «Пиковой даме», Звездочет в «Русалочке», наконец, партия Ленского в «Евгении Онегине», с которой Сергей Яковлевич выступал более 500 раз.
Каждый год в день рождения этого великого певца в Князево проходил Лемешевский фестиваль неподалеку от нашего музея. К сожалению, в этом году он был отменен из-за коронавируса.
– Как вам пришла идея создать народный музей Лемешева в Князево?
– Я написал об этом целую книгу, «Дорога к Лемешеву». В 1983 году я специально приехал в Калининскую область, чтобы посетить музей Лемешева. И с удивлением узнал, что никакого музея нет. Память самого, может быть, великого уроженца Тверской земли никак не увековечена. Я поехал в Князево, встретился там с Юрием Лемешевым, племянником Сергея Яковлевича. Он меня везде водил, показывал – вот здесь стоял дом, вот здесь могила матери. Я посмотрел и сказал: я приеду сюда через год, чтобы сделать музей. Помню, Юрий тогда засмеялся и ответил: сколько уже людей сюда приезжали и говорили эти слова, да только потом не возвращались! Но через год я приехал, поменял Ленинград на Князево, и в 1986 году музей открылся. Не буду говорить, чего это стоило, какие кабинеты в Калинине и Москве пришлось обойти, чтобы добиться разрешения на открытие этого музея.
Сейчас я уже не руковожу им, здоровье не позволяет, но музей в надежных руках. Его нынешний директор Александр Власов – уроженец здешних мест, очень хороший художник, человек высокой культуры, понимающий значение Лемешева для нашей страны. А я создаю новый музей – дом песни и романса в художественной школе в Медном.
Нанести на карту имя
– Вы были инициатором создания памятника Лемешеву. Как это происходило?
– Это заняло несколько лет моей жизни! Я специально жил в Москве, чтобы иметь возможность обойти всех, кто мог бы дать деньги на этот памятник. Обошел десятки банков, встречался с народными артистами, деньги перечислялись в специальный фонд. Лемешев – это, на мой взгляд, одна из главных фигур в отечественной культуре XX века. Сначала хотели делать ростовой памятник, потом остановились на идее бюста. Я сам несколько раз был в Малаховке, в художественных мастерских, где скульптор Андрей Балашов создавал его. Но потом довольно долгое время памятник лежал в мастерской, потому что не было средств привезти его и установить. В 2007 году Правительство Тверской области выделило 1,2 млн рублей, чтобы памятник привезли в Тверь и установили на колонне на улице Трехсвятской.
– Как вы оцениваете выбор нового места для памятника?
– Театральный проезд – там же вокруг сплошные «лемешевские места». Дом офицеров, бывшее Благородное собрание, где певец впервые выступил перед публикой. Драмтеатр, где проходили творческие встречи Сергея Лемешева каждый раз, когда он приезжал в Тверь (тогда еще Калинин). Филармония, с которой у Лемешева тоже многое связано. Жаль, конечно, что в свое время не удалось добиться присвоения Тверской филармонии имени Лемешева, но зато теперь рядом с ней будет стоять его бронзовый памятник. Это очень хорошее место. Я хочу сказать спасибо администрации города, что не просто взяли и перенесли памятник в первое попавшееся место, а предложили разные варианты, изучили и учли мнения горожан. И спасибо всем, кто участвовал в этом переносе.
– А что бы вы еще предложили для того, чтобы увековечить память Лемешева?
— В Тверской области создано настоящее «Лемешевское кольцо» – Князево – Кумордино — Рождество, проводится Лемешевский фестиваль. Но знаете, я бы сделал еще одну вещь. Можно считать это моим предложением тверитянам и администрации города. В Твери до сих пор нет улицы Лемешева, и это упущение, большое упущение! В Ярославле, где родился и вырос другой великий оперный тенор — Леонид Собинов, есть и улица, и площадь его имени. Почему бы не переименовать Театральный проезд, где теперь стоит памятник Лемешеву, в Лемешевский бульвар? Ведь это важно, чтобы на карте города появилось имя Сергея Яковлевича Лемешева.
О песенной культуре
– Как вы считаете, в Тверской области по-прежнему сильны традиции русской вокальной школы?
– Здесь есть один важный момент. Я бы разделил академическое вокальное искусство на три раздела – народное пение, оперное и камерное. Можно сказать, что оперное пение «поддерживает» Лемешевский фестиваль. Народное пение «закрывает» фестиваль русской песни в Кумордино, который мы, если бы не отменились все массовые мероприятия, в этом году провели бы уже в десятый раз. В свое время я ездил к Людмиле Георгиевне Зыкиной, она переживала, что на крупных песенных фестивалях перестают звучать русские народные песни. И тогда мы придумали этот фестиваль в Кумордино, праздник русской песни.
– А что с камерным пением?
– Это очень интересный вид искусства, позволяющий изучать фонетику разных языков, у него интересная история. Поэтому мы работаем не только над созданием музея камерного пения в Медном, но и создаем в Медновской детской художественной школе своего рода центр этого вокального искусства. Сейчас мы готовим экспозицию, в которой будут личные вещи наших ведущих певцов – Образцовой, Нестеренко, Казанцевой, Ивановой, Пьявко… Калининский район может стать одним из центров вокального искусства – может быть, и главным во всей России.
Владислав ТОЛСТОВ
Фото Кристины БЕЛЯКОВОЙ