Верность одному театру: 60 лет хранит ее наша именитая землячка Наина Хонина | официальный сайт «Тверские ведомости»
подписка

Верность одному театру: 60 лет хранит ее наша именитая землячка Наина Хонина

19:06

08 мая 2020

2947

Верность одному театру: 60 лет хранит ее наша именитая землячка Наина Хонина

Поводом для нашего интервью с народной артисткой РСФСР Наиной Хониной стал двойной праздник тверских театралов: День рождения Наины Владимировны и юбилей ее актерского служения в Тверском академическом театре драмы.

Признаюсь честно, для меня это был только предлог, чтобы побеседовать с замечательной актрисой, которой восхищаюсь уже много десятилетий. Но от всех моих комплиментов собеседница с улыбкой отмахивалась: «Это – не я. Это – они», подразумевая сыгранных персонажей. На мой вопрос: «А где же Вы?» уже серьезно ответила: «В преданности одному театру и в любви к одному человеку – мужу».

– Наина Владимировна, в Вашем послужном списке около 140 театральных и киноролей. Первую помните?

– Конечно. Это была роль мальчика Эдика в постановке «Барабанщица» Амурского драматического театра, в 1958 году. А дебют на подмостках Тверского драмтеатра состоялся два года спустя, я сыграла старшеклассницу Лизу в пьесе Виктора Розова «Неравный бой». К тому времени я была уже «большой артисткой»: это была моя седьмая роль в театре (Смеется). Родители служили артистами, много ездила с ними на гастроли, играла и в Ульяновском театре, еще до того, как найти свой – в Твери.

– Правильно понимаю, что Ваш выбор профессия был, можно сказать, предопределен родителями? Никогда не было желания пойти по другому пути?

– Ну почему же, было: одно время в школе мечтала стать писательницей. Не столько осознанно, сколько в знак протеста, дескать, родители – актеры, а я буду другая, особенная. Но все изменилось в один момент. Я – четвероклашка, Рязань, по радио идет спектакль театра имени Маяковского «Гроза» по Островскому. Козырева читает монолог Катерины, который меня буквально сносит. Бросаюсь к домашней библиотеке, хватаю томик Островского и читаю вслух, вторя Козыревой и захлебываясь слезами. А в финале падаю, как Катерина с обрыва, на кровать. Но остаюсь жива (Смеется). Это было мощнейшее эмоциональное потрясение.

– Первое, но наверняка, не последнее. Понимаю, что для актрисы все роли, как дети, и всё же Вы можете выделить из них те, которые Вас буквально перевернули, потрясли?

– Прежде всего, это роль Ларисы в «Бесприданнице» всё того же Островского – мой дипломный спектакль в школе-студии МХАТа. Потрясений было много, что ни роль – сильная, яркая героиня. Анфиса в «Угрюм-река», Мария Стюарт Шиллера, царица Ирина в «Царь Федор Иоаннович» Толстова… Когда играла Мать в одноименной пьесе Чапека, поняла, что не всё рассказала о своей героине, проводившей на войну мужа и сыновей, которые погибли. Поэтому появилась идея поставить моно-спектакль для малой сцены, где я была единственным персонажем. Эта роль сжигала. Был случай, когда сразу после спектакля скорая увезла меня в больницу с гипертоническим кризом.

Но роль Матери дала и другое потрясение. Как-то в финале спектакля ко мне бросается худенькая пожилая женщина, без цветов, я даже испугалась, неожиданно целует мне руку и пытается опуститься на колени, в последний момент ее удержала. Потом мы познакомились, она оказалась учителем русского языка и литературы, моно-спектакль ее поразил. А меня потрясла ее реакция. Недавно случай почти повторился. Я сидела в больничной очереди с сопровождавшей медсестрой, мимо проходила немолодая женщина, наверное, моя ровесница. Она остановилась, посмотрела на меня, произнесла «Это Вы?» и поцеловала руку. Это очень трогает.

– Любая театральная постановка – это живой организм, который меняется каждый спектакль в зависимости от настроя актеров, от публики, наконец. Вы можете вспомнить случаи, когда зритель становился полноценным действующим лицом?

– Всегда. Любой спектакль – это результат совместного творчества: актеров и режиссера, зрителей и художников по костюму, декораторов и осветителей. В этом и есть магия театра – в щедром и честном взаимообмене энергиями, эмоциями, переживаниями.

– Известно, что задолго до культового фильма именно Вы стали первой исполнительницей роли Нади Шевелевой в пьесе Эльдара Рязанова и Эмиля Брагинского «С легким паром!» (спектакль «Однажды в новогоднюю ночь»). Надежда в Вашем исполнении отличается от Надежды в исполнении Барбары Брыльски? Чем?

– Это два совершенно разных человека. У Барбары Надя – интеллигентная, утонченная, серьезная, а моя – озорная.

– Мне кажется, это озорство и иронию героиня унаследовала от Вас. Я помню Ваши замечательные комедийные роли. А как лихо вы садились на шпагат в спектакле «Море любви»! Раскройте секрет, как в серебряном возрасте поддерживать такую физическую форму?

– Ой, да какая там форма! Шпагат же не я делала, а моя героиня (Смеется). Когда репетировали с хореографом, прозвучала идея, что вот такой трюк очень бы хорошо вписался в роль. Я и села. Сразу, без подготовки. Знаю, что некоторые зрители специально приходили посмотреть, что там Хонина вытворяет. Один молодой человек ходил на спектакль с завидной регулярностью и всегда садился на первый ряд. И как-то перед эпизодом, когда я сажусь на шпагат, он подошел впритык к сцене, чтобы убедиться, что это – правда я, без подмены. Села на шпагат, и он довольно громко воскликнул: «Не может быть!». Я не удержалась и прямо со сцены ему ответила: «Может!». На тот момент мне было 54 года.

– Вас по праву можно назвать мэтром русской театральной школы. Когда Вы репетируете с менее опытными или совсем не опытными коллегами и Вам не все нравится в том, как они решают свою роль, Вы можете им что-то посоветовать?

– Никогда. Только в том случае, если они сами попросят совета. Роль – это интимное. И вмешиваться в нее постороннему неприлично. Я – не режиссер.

– Не буду оригинальной и задам вопрос, который Вы слышите постоянно: почему шесть десятилетий Вы храните верность одному театру? Знаю, что Вас замечали и приглашали известные режиссеры именитых столичных театров.

– А как иначе? В 1960 году меня пригласил в Тверской драматический театр его главный режиссер Георгий Георгиевский. Я стала его ученицей. И когда его не стало, я сама на себя возложила ответственность – сохранить его театральную школу. А для этого стараюсь, по Чехову, сохранить себя в состоянии духа.

– В детстве Вы мечтали стать писателем. Сейчас в Вашем активе уже несколько книг, сборник стихов, престижная литературная премия. Мечта сбылась?

– Да ну что вы! Я – не писатель и даже не литератор. Это отдельная и сложная профессия. Я – актриса. Просто немножко пишущая. И всё.

Один эпизод из сценической жизни

Известный журналист Руслан Дзкуя, работавший в конце 80-х заведующим литературной частью Тверского драмтеатра, вспоминает:

– Как-то раз я спросил Наину Владимировну, какими были её первые ощущения актрисы. Она ответила моментально: «Как, за это ещё и деньги платят?! За счастье быть на сцене, обращаться к зрителям?». Точно знаю, это чувство Наина Владимировна сохранила в себе и по сей день. Поэтому для неё в театре есть и прошлое, и настоящее, и будущее.


Я много видел Наину Владимировну на сцене, видел в разные годы. Но я бы хотел сейчас вспомнить один эпизод – спектакль «Убьём мужчину» Радзинского, сыгранный на международном театральном фестивале в Оснабрюке в 1989 году.


Забегая вперёд, скажу, что никогда не доводилось мне видеть такого явного торжества русской театральной школы. В фестивале участвовали и другие театры, и они были интересны, но всё-таки, если говорить о профессионализме, это была друга лига…


В спектакле «Убьём мужчину» участвовали два актера – Наина Владимировна Хонина и Леонид Аркадьевич Брусин. Пара сыгранная, чувствовавшая друг друга с полувзгляда, что было тогда особенно важно. Задача перед ними стояла очень сложная. В театральном зале почти не было зрителей, понимавших по-русски. Меж тем вся пьеса строится как словесный поединок, и роль каждого слова, каждой интонации там особенно велика. Конечно, можно было сыграть попроще, доходчивей, примерно как сейчас в сериалах, но в ту пору такое было немыслимо.


Наина Хонина и Леонид Брусин нашли другое решение: они очень точно, безукоризненно, по школе, играли состояние. Помню, Леонид Аркадьевич очень нервничал. Но как опытный артист он переплавил это своё ощущение в страх, испытываемый его героем. Ведущая роль в этой пьесе – женская, и Леонид Аркадьевич ни на секунду не позволил себе взять больше внимания, чем следовало. Настоящее партнерство.


Ну, а что касается Наины Владимировны – это было пиршество актерского мастерства. Она нападала, отступала, была иронична, доброжелательна и – снова нападала. Через 10-15 минут зал всё понял и, открыв рот, следил за тем, как женщина, оскорбленная и долго лелеявшая месть, душит мужчину его собственным страхом. У актрисы Наины Хониной сумасшедшая энергетика, а тут она дала волю своему темпераменту. Это был такой поток энергии, что зрителей вжимало в кресла, и я, честно говоря, не очень понимаю, как они после этого спектакля смотрели другие, своего собственного театра.


Когда всё закончилось, стало ясно, что слухи о сдержанных немцах сильно преувеличены. Известное выражение «зал ревел от восторга» в данном случае можно было назвать сухой констатацией факта.


Наина Владимировна сыграла много замечательных ролей, и повторюсь, я с удовольствием рассказал бы, по крайней мере, о десятке из них. Но сегодня мне хотелось вспомнить именно об этой, показавшей настоящий Русский Театр. И ставшей победой во всех смыслах этого слова.

Светлана ФИНЕВИЧ


0
"Тверские ведомости" теперь в Дзене! Подписывайтесь на наш канал и читайте только важные новости. Также присоединяйтесь к нам в ВК, ОК и Телеграм.

Из этой же рубрики

Лента новостей

Под Тверью обнаружили артиллерийский снаряд

21:53 / 17.04.2024 240

В Тверской области женщина принесла наркотик на свидание в колонию

21:31 / 17.04.2024 354

В городе Бологое подрядчик проводит работы по уборке улиц

21:09 / 17.04.2024 193

В Твери директор фирмы не заплатил больше 4 миллионов рублей налогов

20:34 / 17.04.2024 433

Виртуальный помощник Елена приблизилась к человеческим способностям

20:10 / 17.04.2024 178

В зоне СВО погиб снайпер из Тверской области

19:38 / 17.04.2024 5045

В Тверской области за 700 тысяч рублей продают памятник Владимиру Ленину

19:15 / 17.04.2024 397

Областное ГУ МЧС России предупреждает жителей и гостей региона о фейках

19:13 / 17.04.2024 495

Делегация Тверской области участвует в съезде ассоциации развития местного самоуправления

18:58 / 17.04.2024 207

В Твери сотрудники МЧС сняли с дерева кота

18:49 / 17.04.2024 269

Областной СКР обращается к жителям с просьбой быть более внимательными к своим детям

18:17 / 17.04.2024 178

Отключение электричества в Тверской области на 18 апреля

17:44 / 17.04.2024 2518

Потушен пожар на территории ЗАО «Хлеб» в Твери

17:08 / 17.04.2024 1456

Стрелка Пантелея Вуколова, который погиб в зоне СВО, похоронят в Тверской области

16:46 / 17.04.2024 5409

В Тверской области пройдёт XXV Большой Волжский Крестный ход

16:25 / 17.04.2024 255

Подведены итоги четвертого ежегодного соревнования по машинному обучению Data Fusion Contest 2024

16:23 / 17.04.2024 187

В Твери продолжается строительство Западного моста

16:09 / 17.04.2024 955

В 2024 году в Тверской области планируют обеспечить бесплатной школьной формой детей из многодетных семей

16:07 / 17.04.2024 239

Мужчина задержан в Твери за попытку сбыта наркотиков через тайники

14:59 / 17.04.2024 576

В Твери произошел пожар на территории ЗАО «Хлеб»

14:41 / 17.04.2024 3371

Энергетики «Россети Центр» и «Россети Центр и Приволжье» проводят уроки по профилактике детского электротравматизма

13:58 / 17.04.2024 255

Жители Тверской области поддержали проекты благоустройства в ходе Всероссийского онлайн-голосования

13:44 / 17.04.2024 275

Новые предложения по жилищным сбережениям: налоговые льготы и упрощение доступа к ипотеке

13:38 / 17.04.2024 320

Депутат Законодательного собрания Тверской области Александр Старцев принял участие в выездном заседании комитета Госдумы

13:18 / 17.04.2024 289

В Твери открылся новый детский технопарк «Кванториум» для школьников

13:10 / 17.04.2024 277

В Тверской области обезврежен беспилотный летательный аппарт

12:49 / 17.04.2024 315

Новая система для выявления нарушителей среди мигрантов предложена в России

12:28 / 17.04.2024 607

При поддержке региональной службы занятости 1203 жителя Верхневолжья нашли работу с начала года

12:28 / 17.04.2024 231

Мошенники запугали супружескую пару из Твери и выманили 2,5 миллиона рублей

12:19 / 17.04.2024 594

Жителям Тверской области рассказали что делать при обнаружении беспилотника

12:10 / 17.04.2024 1394