«Таланты и поклонники» – одна из последних пьес Александра Островского, он написал ее в 1881 году, и с тех пор не было, наверно, театра в России, на подмостках которого не поставили бы эту пьесу хотя бы раз.
В Тверском академическом театре драмы было даже две постановки – в 1934 и 1948 годах. При этом «Таланты и поклонники» пьеса довольно амбивалентная. Ее любят актеры, режиссеры, вообще люди театра, потому что она рассказывает о закулисной жизни, о вдохновении, творчестве, служении сцене… Александр Островский превратил пьесу не просто в водевильную историю о том, как одной провинциальной актрисе пришлось делать выбор между бедным и богатым поклонником. Он подарил главной героине свои имя и отчество и сделал из этого сюжета вдохновенную притчу о судьбе таланта, о сложном этическом выборе.
А вот зрителю все эти перипетии «Талантов и поклонников» (16+) не всегда понятны. Он ведь не заглядывает за кулисы, ему непонятно, почему Островский наполняет пьесу причудливыми персонажами даже не из театральной, а из околотеатральной среды. Вот, например, обанкротившийся антрепренер, служащий в театре суфлером (великолепная роль Бориса Михни). Вот тревожная мамаша примы (Ирина Кириллова), переживающая, что у дочки нет подходящего платья на бенефис. Вот вечно нетрезвый трагик (Валентин Кулагин), дающий «уроки благородства» молодому и недалекому купчику (Константин Василенко). А вот разбитная актриса-кокетка, бойко устраивающая свою личную жизнь (Дарья Плавинская). А вот пожилой сладострастник князь Дулебов (Владимир Чернышов), изображающий из себя тонкого знатока искусства, чтобы устроить охоту на молоденьких актрис…
Великолепна идея режиссера Александра Павлишина задействовать в главных ролях молодых актеров труппы. Дарья Осташевская убедительна и естественна в роли Александры Негиной, заставляя зрителей сочувствовать своей героине. Никита Бахметьев в роли студента Петра Мелузова создает отличный дуэт главной героине.
Конечно, нельзя не обратить внимание на многочисленные отсылки к известным литературным произведениям, которые щедро разбросаны по всей пьесе. Студент Мелузов читает монолог Гамлета, бывший антрепренер Мартын и трагик Громилов представляют сцену из «Короля Лира», в начале второго акта цитируется «Бесприданница», Нароков читает стихи Пастернака… И это еще не все «пасхалки», внимательные зрители увидят их больше.
Необычные минималистические декорации Николая Юдина и вращающийся круг сцены словно символизируют быстротекущее время, которое уносит в темноту таланты и их поклонников…
«Таланты и поклонники» – пьеса о величии и пошлости театрального мира, о вечности всякого истинного искусства.