Ржевитянин заслуженный художник России Анатолий Буров является дважды единственным в Тверской области: вопервых, скульптором-анималистом и, во-вторых, художником, чьи работы находятся в Государственной Третьяковской галерее.
Анималистику Анатолий Сергеевич назвал «сложной веточкой скульптуры» и добавил: «Ни в одном учебном заведении ее не преподают, приходится все самому познавать. Все вприглядку, через животных домашних. Многое – через интуицию».
Итак, во многом интуитивное творчество посвоему уникального художника все желающие могут оценить, посетив до 25 сентября его персональную выставку, которая открыта в большом зале музейно-выставочного центра Твери.
Уроженец Владимирской области, Анатолий Буров большую часть своей жизни прожил-проработал в Ржеве. Однако корешки будущего призвания, как водится, проросли еще в детстве.
– Рядом с нашей деревней, – рассказывает Анатолий Сергеевич, – располагались ткацкие фабрики. Когда-то в роду нашем был один художник по тканям. Остальные все люди рабочие. Отец рубил избы, резал карнизы и наличники, дед обжигал кирпич, был известным печником. Я, бывало, мальцом любил наблюдать за его работой. Наверное, этой глиной меня и «мазануло». (Смеется.) Любовь к красоте, к материалу, к инструменту от них и мне передалась.
До 1976 года Буров занимался, как он говорит, «людской темой», то есть создавал в скульптуре портреты людей. Когда же он начал лепить своих первых птиц и зверей, ему это казалось легким и простым занятием. Но, чем дальше он работал над скульптурой, тем больше понимал, что «нужно постоянно изучать и материал, и животных».
Буров работает в основном с деревом. Предпочтение отдает ели и сосне с их красивой текстурой, привлекает его и береза.
Обычно скульпторы-деревянщики, к коим себя по праву причисляет Буров, работают сразу по нескольким скульптурам в течение года.
– Ведь работа с деревом – это импровизация, – еще раз подчеркивает мастер. – Это мои пластические ходы. И в том сложность. Я работаю как плотник. Хотел какую-то деревяшку выбросить сначала. Но потом повернул и так, и этак. И вот что получилось.
Длинный хвост, гибкое тело, ушки торчком. Да это же кошка! Получилось чудо! Обыкновенное чудо из неказистой коряги, мимо которой пройдешь и не заметишь.
На открывшейся выставке представлены также живописные работы Анатолия Бурова. По словам художника, живопись в его творчестве занимает процентов десять. Пишет всегда с натуры, запечатлевая в красках дорогие сердцу места.
В свои восемьдесят с хвостиком Анатолий Сергеевич полон планов и идей, но с ностальгией вспоминает былые времена. Когда с художниками были договорные отношения, когда существовали областные художественные фонды, которые были посредниками между художником и заказчиком. Когда издавались прекрасный журнал «Художник», альманах «Скульптура». Когда были заказы на работы, ведь скульптура – это не только творчество, но и хлеб художника.
– Если раньше государство выделяло два миллиарда рублей в год по всему Союзу на проведение крупных выставок, то сейчас, с 1991 года, средств не выделяется вообще. Тем не менее, живу от выставки до выставки. Все время в движении. Работаю и совершенствуюсь. Даст бог здоровья, проведу и следующую персональную выставку. Вообще, все мы, художники, мечтаем об одном: чтобы наши работы не пылились в мастерской, а приобретались государством и радовали людей, чтобы были достоянием народа, выставлялись не в чьейто частной коллекции, а в настоящем музее.