Тридцать лет назад в поселке Эммаус распахнул свои двери мемориальный художественный дом-музей Владимира Александровича Серова – художника,чье имя неразрывно связано с таким направлением в художественном искусстве, как соцреализм.
Серов – художник исконно советский, его имя уже не оторвать от таких понятий, как «Лениниана» или «певец революции». Но в музее поселка Эммаус, где в 1910 году родился Серов, можно увидеть совсем другого художника.
Музей создавался в семидесятые, когда любое отступление от идеологических лекал не могло иметь места в принципе. Но музей получился по самой неприемлемой концепции (в нем был выставлен Серов – лирик, романтик, портретист) и продолжает работать.
Музей и его главный герой празднуют юбилей в один день, 21 июля, с разницей в семьдесят лет. Этим летом исполнилось 100 лет со дня рождения Серова, музею – тридцать. В то лето 1980 года тоже была жара, трасса Москва – Ленинград была перегружена из-за проходившей в Москве Олимпиады. Но музей открылся. Приехавшие на него посмотреть сослуживцы-блокадники Серова укоряли авторов экспозиции: «Поскупились, товарищи, на Лениниану».
К юбилею музей еще более оторвался от «шаблонного Серова», выставив перед зрителями уникальную экспозицию: «Детский альбом». В отдельном зале представлены листы из альбома, в котором художник карандашом рисовал свою дочь Марию в самые разные моменты ее жизни: от рождения до десяти лет. Те, кто был на открытии выставки, могли живо сравнивать маленькую Машу на рисунках и Марию Владимировну Серову, которая лично привезла этот альбом в музей.
Мария Владимировна для музея не гость – уже свой человек. Как признается, идея выставить детские рисунки возникла случайно, и за нее ухватились как за шанс показать именно другого Серова. Нигде и никогда в таком объеме альбом не экспонировался.
Впрочем, Серов – слишком сложная и противоречивая личность, чтобы говорить о «неофициальном» его творчестве. Это был художник, представлявший собой тот слой творческой интеллигенции, которая имела от власти все привилегии и платила ей той же монетой. О Серове многое могли бы сказать не только полотна (более ста работ), но и документы, хранящиеся в фондах Тверской областной картинной галереи. Но помещение Эммаусского музея вместить все это, увы, не может.
Несмотря на это, Серов все же предстает перед зрителем человеком не столько многогранным, сколько трагичным в своем идеологическом контексте. Мы видим прекрасные портреты «Девочка с книгой», «Портрет жены», мы видим Серова-лирика, видим его как любящего отца, и образ художника, казалось бы, уже неотделимый от созданного за долгие годы ассоциативного ряда, преображается перед нами. О таком Серове рассказывал приехавший на юбилей в Эммаус его племянник – Владимир Николаевич Серов, который говорил о художнике как о человеке с необыкновенно восприимчивым характером.
Столетний юбилей подбивает на высокий стиль, и неуместно было бы вспоминать, как, будучи президентом Академии художеств, Серов цензурировал и жестко критиковал художников-шестидесятников, приверженцев так называемого «сурового стиля», мастеров, чьи сюжеты выбивались из идеологической канвы, показывали обычного человека в его обыденном окружении.
Юбилей пришелся на время, когда основополагающее творчество Серова все больше упрекают за госзаказ, когда само понятие «соцреализм» получило негативный оттенок бездушности. Но как бы ни относиться к таким полотнам, как «Ходоки у Ленина» или «Зимний взят», они прочно вошли в иллюстративный ряд российской истории, прочно заняли место в своем – неповторимом – времени и объективно могут быть проанализированы только «оттуда». Сегодня же мы уже можем воспринимать Владимира Серова как необыкновенно одаренного, высокотехничного художника. Был и остается тот Серов, который вне политики, вне идеологии, вне шаблонов и рамок. Это Серов, как отмечают искусствоведы, который был художником в душе, а не в руках, и душа у него была светлая, человеческая…
Аркадий ЗОЛОТОВ
Фото автора