«Во имя прекрасного, против течения!» | официальный сайт «Тверские ведомости»
подписка
Международная выставка-форум ВДНХ

«Во имя прекрасного, против течения!»

12:31

04 октября 2013

868

«Во имя прекрасного, против течения!»

«Дневники и воспоминания» известного тверского писателя и многолетнего редактора «Тверских ведомостей» Владимира Исакова, изданные двумя томами в 2006 и 2011 годах, – это летопись жизни России в один из драматических моментов ее истории в конце XX – начале XXI века. Сегодня, накануне 70-летия Владимира Исакова, мы публикуем выдержки из «Дневников и воспоминаний», которые, как нам кажется, позволяют понять этого необычного человека – подвижника прекрасного, неустанного пропагандиста природы и религии, для которого не было ничего невозможного, который не просто болел душой за Россию и Тверскую землю, но очень многое сделал для духовного возрождения нашего края.   

***

В МГУ я поступил в августе 1962­го. Мы, трое провинциалов, приехали сюда свободными, дерзкими и переполняемые своей молодостью.  Факультет журналистики МГУ в то время, как и сейчас, считался весьма престижным. Поэтому на факультете, чуть раньше нас, учились дочери Хрущева – Радда и Юлия, дочь Буденного Нина, много других студентов с громкими фамилиями. (На филфаке, этажом выше, чуть раньше училась Светлана Сталина.)

Примерно половина на факультете были, конечно, москвичи. Но у приезжих с периферии тоже имелся шанс. Они тут же начали устраиваться в Москве и не скрывали, что приехали сюда делать карьеру. Мои интересы были совсем другие. Я, как и многие москвичи, увлекался всем запрещенным – читал запрещенные книги, ходил в полузапрещенную церковь, смотрел полузапрещенные фильмы, спектакли, выставки.

Хорошо помню общую атмосферу тех лет – атмосферу Москвы, университета и в меньшей степени – собственно учебу как таковую. Наша группа благодаря замечательной преподавательнице Л.В. Богановой скоро оказалась наиболее продвинутой и превратилась в группу международников. Кроме меня, все были москвичи: Чернышов и Пахомов впоследствии работали в корпункте ТАСС в Нью­Йорке, Захаров – в иностранной редакции Всесоюзного радио, Андрунас – на кафедре зарубежной журналистики МГУ. Я, вызывая недоумение, уехал в Калинин – в то время я был, так сказать, религиозным философом, мечтал о жизни среди природы, и вообще планы на будущее, как и всегда, у меня были  экстравагантные.

***

Впервые я оказался в Твери (тогда Калинине) летом 1964 года. После второго курса я выбирал редакцию, куда поехать на практику. Был выбор между Владивостоком, Астраханью и Калинином, и я, только из­за Селигера, поехал сюда.

«Калининская правда» времен Лапшина (конец 60­х годов) запомнилась мне  как сильная редакция, где было много хороших журналистов. Звездами газеты, делавшими славу «Калининской правде» той поры, были несколько человек: Дмитрий Званцев, Евгений Борисов, Александр Гевелинг. Написать материал, который украсит номер, было делом престижа, и старались не из­за гонорара – из честолюбия.

В 69­м году я перешел в «Смену». Редактором тогда был Вася Пономарев, ответственным секретарем – Алексей Пьянов. Я занимался в «Смене» культурой, вел  краеведческий отдел, напечатал множество статей о погибавших храмах (одну церковь, Георгиевскую в Торжке, помешал взорвать), много ездил и ходил по области, свидетелем чего остались мои тогдашние очерки о Селигере – «Пешком по деревням». А в 71­м снова вернулся в «Калининскую правду» и уехал собкором в Осташков.

Работа в «Калининской правде» каждому из нас давала множество впечатлений. Как и все мы, я объездил всю область, видел столько, сколько люди других профессий не видят за всю жизнь. Но работа эта многое и отняла у нас. Она отнимала все время. Однажды  в Москве, на совещании молодых писателей, куда я ездил, году, кажется, в 77­м, известный критик Ю.А. Лукин, который меня любил и писал обо мне, узнав, что я десять лет работаю в областной газете, прищучил меня  наедине и  начал ругать:

 – Что вы делаете? Зачем? Уходите из газеты немедленно…

В конце 78­го года из «Калининской правды» я, действительно, ушел. Но только потому, что меня пригласили в «Советскую Россию» – лучшую центральную газету тех лет. Около полугода я просидел в Москве, в редакции, и снова поехал собкором – в Петрозаводск, в Карелию.    

***

В 1971 году, когда я уезжал жить на Селигер, в голове у меня был, откровенно говоря, необычный идейный набор: странствия Христа по Галилейскому озеру, русские монастыри на озерах, Эмерсон, Пришвин, поэты «Озерной школы», озерные национальные парки в Англии и Америке.

Сказать, что мне хотелось создать на Селигере первый в России национальный парк, значит ничего не сказать. Мне хотелось перевернуть сознание людей, обратить их к религии и природе.

В то время я начал писать книгу о Селигере, и это казалось мне первым шагом к осуществлению моих планов. С заброшенными церквами, с природой, находившейся в полном пренебрежении, с мыслью о жителях мегаполисов, приезжавших сюда и отмякавших здесь от жестокости больших городов, я связывал философию, которая рождалась в моей душе.

***

Почему с молодости мне хотелось писать? По­видимому, таким образом пробуждается наша душа. Кто­то поет. Кто­то сочиняет музыку. Кто­то рисует. Все это попытки нашей души выразиться, материализовать себя.

Главное, что жило в моей душе, о чем мне всегда хотелось писать, были природа и религия. Это всегдашнее стремление моей души увело меня из Москвы, а вскоре и из Калинина туда, где природы и религии было, по моему ощущению, больше всего. Где все кругом было природа и религия.

Так родилась моя первая книга «Под солнцем Селигера» – выражение моей любви к этому озеру, к храмам на его берегах, к той благодати, которая пребывает в этих местах. Книжка вышла тиражом пятьдесят тысяч и разошлась по всему Союзу. Долгие годы меня знали именно по ней, писали, звонили и приезжали из самых далеких мест – то, например, с Украины, то откуда­то из Сибири.

После этого мне постоянно заказывали написать что­нибудь про Селигер – в журналы «Юность», «Смена», «Волга»,  в альманах «Ветер странствий» и  разные сборники. В 1978 году у меня вышло две книги о Селигере: «Дом на берегу» и «У синего озера». Помимо добрых рецензий, показателем отношения к книгам были письма читателей. Писем было много, и очень трогательных.

Живя в Карелии, по заказу издательства «Советская Россия» я написал книгу «Прогулки по Валааму», а потом, вернувшись в Калинин, книгу «У истоков Волги».  В 1984 году в «Московском рабочем» у меня вышла книга «Макушка Валдая». Чуть позже по заказу «Профиздата» я написал новую книгу о Селигере. Тиражи всех этих книг были от тридцати до ста тысяч, и благодаря этому их знали обычно по всему Союзу. Последней книгой, которую я написал и успел издать до развала традиционных издательств, была книга «Требуются подвижники» в «Современнике».

В 90­е годы меня увлекла другая литература, совершенно не сравнимая с современной. Таким образом, я взялся за то, чем исподволь занимался давно, с 70­х годов. В 1990 году я перевел и прокомментировал написанную в XIV веке «Повесть о Михаиле Тверском». В последующие годы – тверские летописи, повести о тверских князьях, жития тверских святых и другие памятники литературы Древней Твери. В 2000­х годах они вышли большими томами и составили свод тверской классики.

***

В первый раз меня избирали главным редактором «Тверских ведомостей» в июне 1990 года, на сессии областного Совета. Время было горячее. Страсти кипели по всякому поводу. По поводу редактора новой газеты – тем более. Я был одинаково чужим и партократам, и демократам. И те, и другие смотрели на меня с прищуром, не знали, чего от меня ждать. Я начал возрождать старые, еще дореволюционные «Тверские ведомости». Что это будет за газета, никто не знал. Мне было тогда 46 лет, я совершенно ни от кого не зависел, делал все, что мне вздумается, и – сегодня трудно поверить – в то время это было возможно.

27 августа 1990 года вышел первый номер  современных «Тверских ведомостей». Это была первая новая газета в Твери и одна из первых газет такого рода в России. Интерес к ней был огромный. Мы, редакция всего в несколько человек, делали ее очень легко, на одном дыхании.

А авторы газеты!  Кто только не бывал у нас в гостях. Жорес Медведев из Лондона, его брат Рой Медведев из Москвы, философ Виктор Аксючиц, писатели Петр Проскурин и Эдуард Лимонов, путешественник Фёдор Конюхов.

В жизни современных «Тверских ведомостей» было многое. За критику Ельцина и Гайдара нас пытались закрыть. Меня как редактора не раз хотели убрать. Были у нас суды, пикеты на улицах, длительные тяжбы в кабинетах власти. Мы выдержали все. Но, на мой взгляд, главное наше достижение – мы не стали газетой толпы, газетой для обывателя, газетой всевозможной пошлости.

При случае я всегда напоминаю о том, что «Тверские ведомости» основаны в 1839 году, а редакторами нашей газеты были И.И. Лажечников и М.Е. Салтыков­Щедрин. Это кое к чему обязывает.

***

В 1990 году мы, несколько человек – А.С. Чубисов, А.С. Кокарев, Л.Г. Юга, В.П. Смирнов и я – поставили крест на часовне над истоком Волги.  Отец Владимир (ныне архимандрит Вассиан) совершил освящение истока. Так началась (точнее, возродилась с дореволюционных времен) традиция ежегодного освящения истока Волги.

В то время, в 89­м и 90­м годах, пожалуй, самой мощной общественной культурно­экологической организацией в России был Комитет спасения Волги. Я был председателем тверского Комитета спасения Волги и членом российского правления. Каждый месяц мы, человек двадцать, собирались в Москве, и к нашим решениям, как ни странно это сегодня звучит, прислушивались российское и союзное правительства того времени. Комитет занимался не только Волгой, но всеми проблемами экологии – противодействовал сооружению атомных станций, вырубке лесов, загрязнению земли, воды, воздуха.

Одной из главных задач мы считали возрождение православия и православного отношения к природе – как творению Бога, Божьему дару. Освящение Волги и ее истока должно было стать первым шагом к этому. 28 июня 90­го года мы приехали на исток, сняли шпиль, долгие годы стоявший на избушке над истоком Волги, и поставили над ней привезенный с собою дубовый крест. Так избушка превратилась в часовню. На следующее утро, как мы и договорились, приехал отец Владимир. Мы с Кокаревым нашли и принесли большую икону Воскресения. На истоке по случаю невиданного события собралась вся деревня. День был довольно пасмурный, но по ходу водосвятного молебна все прояснялся и, наконец, когда отец Владимир начал окроплять часовню и всех нас освященной волжской водой, выглянуло солнце, осветило крест и неожиданно, вдруг, прошел короткий и теплый дождь.

Когда молебен окончился, из Осташкова прилетела машина с несколькими начальниками. В городе прошел слух, что «Исаков что­то делает на истоке». Лица у приехавших были растерянные. С одной стороны, как любили в ту пору говорить по всякому поводу, «кто разрешил?». С другой – снимать поставленный крест никто уже не решился.

Первое освящение истока для всех нас осталось таким важным событием, что мы не забываем о нем до сих пор, как будто после этого все мы стали родными. 

***

В эти годы я не раз писал о Ельцине. Если перелистать подшивки «Тверских ведомостей», можно увидеть, что мы, как могли, боролись со злом, воплощенным в Ельцине, Гайдаре и других.

Я до сих пор не знаю: сознательно ли кто­то в Москве пытался заигрывать с нами или все делалось по недоразумению, но в те годы меня не раз приглашали в Кремль. В очередной раз я был приглашен на пресс­конференцию Ельцина, которая состоялась в сентябре 1995 года, в Круглом зале так называемого четырнадцатого корпуса у Спасских ворот. Перед нами с В.А. Истоминым сидели Киселев и Сванидзе. Прямо за нами сел Коржаков. Ельцин пришел с пресс­секретарем Медведевым и сел в десятке метров от нас, за столиком в центре зала.

Вопросов было много. Задал вопрос и я.  Я спросил:

– Думаете ли вы о Боге, об итогах вашей жизни, о вашем месте в истории?

 Медведев начал что­то говорить, чтобы смягчить вопрос. Но Ельцин все понял.

– Думаю ли  я о Боге?

Он замолчал и молчал довольно долго.

– Конечно, думаю…

Он принялся рассказывать, что накануне был в церкви, крестил внука Глеба. Благодаря внуку Ельцин начал уходить от опасной темы. Медведев и другие бросились выручать шефа. Тем не менее весь день теле­ и радиоканалы повторяли этот вопрос, и каждый, как мог, давал свои комментарии.

***

Лет после сорока, поддавшись неосознанному влечению, я все же нашел  профессию, которая была, по­видимому, написана мне на роду. Я начал читать старинные рукописи, переводить и комментировать литературные памятники. Занимайся я этим с молодости, я сделал бы гораздо больше. Но даже и сейчас я чувствую, что это, может быть, главное, что мне удалось сделать.

15 февраля 2006 года. Представление «Тверской классики» в научном зале Горьковской библиотеки. Я говорю о величии древней русской (в том числе и древней тверской) литературы. Говорю о том, что литература эта практически еще неизвестна, и мы только­только на подступах к ней. Сегодня, начиная читать летописи, летописные повести, жития, мы должны понимать, что это – явления того же порядка, что и лучшие наши, древнейшие храмы, иконы, песнопения. Это – лучшее, что есть в нашей культуре. Конечно, в такие тексты надо войти, привыкнуть к ним. Не сразу и не всем они открывают свое величие, свою красоту. Но те, кому открывается эта красота, входят в совершенно другой мир.  

***

Наверное, всю жизнь и уж точно последние 15 лет я иду против течения, против того бешеного потока, который Бунин назвал плебейской цивилизацией. Именно поэтому я занимаюсь древней литературой. В «Тверских ведомостях» за 15 лет я, кажется, три или четыре раза напечатал стихи А.К. Толстого «Против течения»:

Други, вы слышите ль

 крик оглушительный:

«Сдайтесь, певцы и

художники! Кстати ли

Вымыслы Ваши в наш

век положительный?

Много ли Вас остается,

 мечтатели?

Сдайтеся натиску

нового времени,

Мир изменился, прошли

 увлечения –

Где ж устоять вам,

 отжившему племени,

Против течения?»

Други, не верьте! Все

 та же единая

Сила нас манит к себе

 неизвестная,

Та же пленяет нас песнь

 соловьиная,

Те же нас радуют

звезды небесные!

Правда все та же! Средь

мрака ненастного

Верьте чудесной звезде

 вдохновения,

Дружно гребите, во имя

 прекрасного,

 

Против течения!

0
"Тверские ведомости" теперь в Дзене! Подписывайтесь на наш канал и читайте только важные новости. Также присоединяйтесь к нам в ВК, ОК и Телеграм.

Из этой же рубрики

Лента новостей

Под Андреаполем появилась новая детская площадка

15:52 / 07.07.2024 21

Житель Твери попытался украсть килограмм мандаринов и почти 40 пачек масла

15:34 / 07.07.2024 46

Рак, инфаркт и диабет: врач рассказала, чем опасно ультраобработанное мясо

15:10 / 07.07.2024 165

В Андреаполе на бывшем воинском захоронении появился памятный знак

14:45 / 07.07.2024 51

В Тверской области завершились поиски Харитонова Павла

14:15 / 07.07.2024 78

В Тверской области задержали женщину, которая попыталась зарезать сожителя

13:48 / 07.07.2024 214

В Тверской области школьники могут устроиться работать на все лето

13:45 / 07.07.2024 101

Жителей Верхневолжья приглашают поучаствовать в «Культурном марафоне»

13:20 / 07.07.2024 32

Оленинские «Витязи» заняли лидирующие позиции в своем дивизионе

12:39 / 07.07.2024 65

Слабое «железо»: почему некоторые люди быстро выбиваются из сил

12:20 / 07.07.2024 406

В Вышнем Волочке тверские спортсмены соревновались в модном сапсерфинге

11:58 / 07.07.2024 77

Любители «культурного отдыха» вызвали возмущение у жителей Верхневолжья

11:34 / 07.07.2024 446

«Я недостоин развязать ремень у обуви Его»: традиции и история Рождества Иоанна Предтечи

11:10 / 07.07.2024 122

Полицейские напоминают гражданам об ответственности за ложные сообщения о теракте

10:59 / 07.07.2024 89

Жительница Твери поверила «руководителю» и оформила кредитов на несколько миллионов рублей

09:57 / 07.07.2024 194

Губернатор Игорь Руденя поздравил работников и ветеранов морского и речного флота с профессиональным праздником

09:39 / 07.07.2024 55

«Совы» не успели: завершились поиски 47-летнего Дунчёнкина Максима из Старицы

09:05 / 07.07.2024 110

В Верхневолжье завершились поиски дедушки, пропавшего в субботу

08:35 / 07.07.2024 281

Возвращение к нормальности: что приготовила погода для жителей Верхневолжья на вторую неделю июля

08:06 / 07.07.2024 6873

Врачи назвали ТОП-5 ошибок, которые совершают люди при получении солнечных ожогов

04:55 / 07.07.2024 189

В Тверской области восстановлено электроснабжение более 70 % пострадавших от непогоды потребителей

21:29 / 06.07.2024 359

В доме на Казанской улице в Нелидове загорелся балкон

19:41 / 06.07.2024 2235

31 декабря в 2024 и 2025 годах будет выходным днем

19:23 / 06.07.2024 412

В Торопце во время застолья у женщины украли деньги и банковские карты

19:10 / 06.07.2024 251

Книжная выставка открылась в городе Нелидово

18:56 / 06.07.2024 105

В Домотканово прошел праздник, приуроченный ко Дню семьи, любви и верности

18:29 / 06.07.2024 368

МЧС: в Тверской области в ближайшие часы ожидаются ливень, гроза и град

18:12 / 06.07.2024 1926

Школьники из Нелидова приняли участие в игре «Пришёл, Увидел, Победил!»

18:00 / 06.07.2024 115

Волонтеры ищут пенсионера Анатолия Пименова в Зубцовском округе

17:43 / 06.07.2024 191

В Вышнем Волочке прошел матч чемпионата Тверской области по футболу

17:15 / 06.07.2024 132