В спектакле «Весы» по пьесе Евгения Гришковца мужчины на глазах тверских зрителей становятся отцами
Более впечатляющего, вдохновляющего и убедительного высказывания о волшебной силе отцовства, о загадочных узах между родителями и детьми, чем это полуторачасовое зрелище, трудно придумать. И не надо. Постановку «Весов» следует занести в список мероприятий по исполнению нацпроекта «Демография».
Евгения Гришковца в среде театралов принято снобистски поругивать за сентиментальность, подчеркнутую ходульность типажей и неизменные хэппи-энды. Пусть так, но Гришковец – исключительно опытный и грамотный драматург, тонко чувствующий, что нужно публике. К тому же обладающий редким даром превращать в настоящее искусство, возвышать до уровня высоких обобщений самые простые, заурядные, повседневные события из нашей жизни.
Как вот это, происходящее на сцене в спектакле «Весы». Провинциальный город, приемное отделение роддома, на заднем плане – стойка ресепшена, сияющие стерильной чистотой коридоры, лампы дневного света (сценическое оформление – Николай Юдин). В вестибюле томятся мужчины, и их колотит мандраж. Где-то (мы не видим, где) рожают их женщины (дети, которые появятся на свет в эту ночь, родятся под знаком Весов, отсюда и название). Мужики томятся, мужикам не по себе. Волнения, переживания, неуклюжие признания, пьяные выкрики, ссоры и примирения – глядишь и думаешь: как хорошо, что женщины наши не слышат, какую мы пургу несем в такие минуты! Полтора часа мы проведем вместе с четырьмя героями, будем переживать и радоваться, волноваться и поддерживать их. Господи, да давно ли сами мы сидели в этих вестибюлях роддома? Даже если давно – нам об этом напоминает Евгений Гришковец и создатели этого удивительного действа.
Удивительно, как все же грамотно и точно расставлены акценты. Четыре героя – и каждый воплощает определенный тип темперамента. Вот сангвинник Артем, молодой юрист (артист Геннадий Бабинов). Из небедной семьи, оплатил «партнерские роды» (это когда муж может присутствовать при родах, что сейчас модно). В самый острый момент родов Артем сбежит, успеет набрать маму, произнести «я видел такооое» — и рухнуть без чувств. Вот она, правда жизни: кто хоть однажды видел это, тот не забудет никогда. Вот флегматик Алексей (артист Константин Василенко), футбольный фанат с шарфом «Манчестер Юнайтед» на шее. Он переживает, что отправился на футбол, а жену «скорая» привезла в роддом. А жена рожает уже в третий раз. В первый в роддом отвозил сосед, во второй – тесть, теперь «скорая». Как же не везет Алексею! Две дочки, но уж в третий раз, он верит, будет пацан, а как же иначе! В этом его поддерживает его приятель и коллега по стройке Эдуард (артист Александр Крайнов), холерического типа мужчина, вспыльчивый и крикливый. Эдуард приехал в роддом за компанию, но и у него есть отцовские тревоги и думы, в которых не всякому признаешься. А вот меланхолик Игорь Иванович (заслуженный артист России Андрей Журавлев) имеет историю, которая по сюжету тщательно скрыта от зрителей до самого финала. И последней участницей актерского ансамбля стала артистка Дарья Плавинская, сыгравшая сразу три роли – тещи Артема, мамы Артема и медсестры, – так задумано автором пьесы.
«Весы» получились удивительно чувственным, нежным, пронзительным спектаклем. Тот случай, когда ты вместе с героями начинаешь ждать чуда, верить в него. И вовсе не потому, что «сегодня у нас смена работает хорошая». А потому что ты сам когда-то вот так же сидел в роддоме, ждал новостей, сглатывал непрошеный комок в горле. И в самых драматичных моментах спектакля (а их в «Весах» немало) ты понимаешь, что добрый волшебник Гришковец не обманул и сумел превратить (вместе с актерами и режиссером) вестибюль роддома в райский сад, в Эдем. Потому что пройдет ночь, сгинет маета и сердечная смута, и начнется новая, новая жизнь. А это и есть чудо, разве нет?
Владислав ТОЛСТОВ