29 мая Тверской академический театр драмы закрыл сезон на большой сцене. Играли спектакль «Господин, который платит», последнюю премьеру коллектива. Постановщик – Валерий Персиков. Но перед закрытием занавеса выступил не он. Слово взяла художественный руководитель театра, народная артистка России Вера Ефремова. Она работает в Твери с 1974 года, так что на будущий год ей придется принимать поздравления с 40-летием пребывания в этой должности. Все годы Вера Ефремова отдавала явное предпочтение классике. Драматург Александр Островский для нее главная сценическая величина. В отличие от современных театров, где пьеса драматурга препарируется в размахе буйной фантазии, наш худрук не нарушает замыслов великого драматурга и не одевает героев и героинь в шорты или просвечивающие пеньюары, как нынче принято в «продвинутых» театрах.
Спектакли по пьесам Островского не могут сделать сезон неудачным. Это такая же аксиома, как восход солнца. Поэтому и нынешнему сезону, считает художественный руководитель, можно поставить высший балл.
На большой и малой сценах поставлены спектакли, в которых занята вся труппа: от начинающих актеров до ветеранов сцены. И самое главное, у нас были удачные гастроли в Санкт-Петербурге и немецком городе-побратиме Оснабрюке. Рецензии, которые театр привез из Германии, дорогого стоят. Там написано то, что мы не всегда и у себя в Твери не прочтем. Высокая оценка русской классики иностранной публикой еще раз доказывает, что театр идет по верному пути. Постановки пьес великих драматургов воспитывают зрителей, особенно молодых, которые нуждаются в просветлении души, убеждена Вера Ефремова.
Так же высоко, как и гастроли, она оценивает премьеры режиссера Валерия Персикова. Он поставил в сезоне два нашумевших спектакля: «История любви» и «Господин, который платит». Пьесы написаны давно, но режиссера привлекли в них нравственный смысл, чувства большой и истинной любви к человеку, чего очень не хватает в современной жизни. Спектакли стали событиями и шли при аншлагах.
Художественный руководитель поставила один спектакль – «Ведьма» по Антону Чехову. Признается, что работа экспериментальна и, по отзыву зрителей, неоднозначна. Работа предназначалась для малой сцены, но была перенесена на большую. Это тоже эксперимент. Он подкреплен хореографией, которую ставили хореограф Н. Чернина и актер Н. Берёзкин. «Ведьма» идет всего 45 минут, для большой сцены – рекорд. Зрителей это обескураживало, они привыкли к спектаклям в 2 часа 30 минут. «Я искала новые формы, сценическое выражение, – признается постановщик, отдавая предпочтение тем оценкам, что выражены в рецензии одной из газет: «мал золотник, да дорог».
В копилку сезона Вера Ефремова добавляет гастроли на тверской сцене столичного Малого театра. Творческая дружба этих коллективов уже имеет историю. Один из редких случаев, когда театры по духу полные единомышленники, а обменные гастроли становятся правилом хорошего тона.
Театр взял благотворительное шефство над детской театральной школой под руководством Александра Чуйкова. Ученики дважды сыграли спектакль на малой сцене театра и заслужили признание публики.
Впереди гастроли по области. Один из самых выездных спектаклей «Бременские музыканты».
На традиционный вопрос, а что в новом сезоне, Вера Ефремова ответила: «Я суеверна и не буду в конце сезона называть то, над чем предстоит работать летом и осенью. Уверяю, что будут классика и современные пьесы. Пригласим режиссеров со стороны. Обязательно Валерия Персикова. Пользуясь трибуной «Тверских ведомостей», хочу поблагодарить всех наших зрителей за внимание и поддержку нашего театра».
на фото: сцены из спектакля «Господин, который платит»