Из пестрого множества афиш, что предлагают жителям Твери городские остановки, внимание прохожих останавливает анонс спектакля «Варьете».
Большая цветная реклама приглашает на «необыкновенный концерт для взрослых», которым открывает свой новый сезон Тверской театр кукол.
Кукольное «варьете» представляет зрителю лирические и драматические сценки, забавные и одновременно острые пародии на современность – политику и эстраду. Происходящее на сцене вызывает противоречивые эмоции: может возникнуть впечатление, что, сидя в одном кресле, побывал на разных представлениях.
Так, обращает на себя внимание сценка с тонким философским подтекстом. В потертом костюмчике в полутьме сцены появляется герой – мужичок средних лет, который несет типичную для потребителя советского времени авоську с незамысловатым провиантом. Символично в воздухе сменяют друг друга в четкой исторической последовательности портреты вождей страны. В зале слышатся голоса из разных эпох – они настойчиво чего-то требуют и к чему-то категорично призывают. Уже через несколько минут кукла, окончательно приобретя озадаченный вид, остается не только без авоськи – даже без одежды. Вожди «тают» в темноте, герой остается с нами один на один, будто обезумев, держась за голову.
Из множества фотографий, что я сделала на премьере, больше всего удивляет одна – Терминатор с соской. Становится совсем странно, если вспомнить, что этот исполинских размеров персонаж плавно двигался, хвастаясь внушительной мускулатурой, под тяжелую музыку немецкой группы «Rammstein».
Представление пронизывает сильная музыкальная составляющая. Из неполного списка прозвучавших мелодий – зажигательная «Рамамба Хару Мамбуру» группы «Ногу свело», треки Майкла Джексона, романс «За цыганской звездой» (всенародно любимый «Мохнатый шмель»), а также свободолюбивые французские мотивы и известные хиты российской эстрады.
Постановка может заинтересовать не только смысловой нагрузкой, но и техникой исполнения номеров. Традиционные куклы сменяются шикарными тантамаресками (ростовая кукла, у которой голова человека и кукольное тело), а затем из глубины «черного кабинета» сценой правят непосредственно сами актеры, создавая магическую и таинственную атмосферу.
Подозреваю, артисты кукольного театра таят обиду на устоявшееся мнение, что куклы – для детей. Спектакль «Варьете» постарается развеять этот расхожий стереотип и привлечь новую, вовсе не детскую аудиторию на следующие постановки.