Четвертого ноября в Твери завершился кинофестиваль «Мосты», о результатах которого мы сообщили в прошлом номере. На проходившем в ДК «Пролетарка» праздничном вечере состоялось выступление этно-коллектива «Полынь Folk», оно и дало повод поговорить о фольклоре.
Собственно, вызвали сильные эмоции не сами песни, хотя и они тоже, а ролик, который продемонстрировали во время концерта и где кратко показали историю развития фольклорного искусства в нашей стране. Картинку, где женщины в концертных нарядах что-то поют, голос за кадром прокомментировал так: фольклор тогда исказили, ошибки людей того времени предстоит исправить нам.
Андрей Назимов, актер, кинорежиссер, член жюри фестиваля «Мосты», высказал свое отношение к увиденному: его, видимо, тоже задели слова о каких-то ошибках, сделанных людьми прошлых поколений, о том, что они не поняли, не так сделали и их надо подправить. Председатель регионального Союза кинематографистов Ирина Успенская выкрикнула из зала: «Правильно!» – и поблагодарила Андрея за то, что он обратил внимание на несправедливые слова.
Кстати, в 60-е годы прошлого века фольклористы заявляли, что все эти коллективы, включая хор Пятницкого, являли собой образцы квазинародности, и то, что выдавалось за народное искусство, фольклором не являлось.
Фольклорист-музыковед Феодосий Рубцов в 1973 году писал, что вместо охраны и пропаганды несметных богатств подлинной народной песенности народные хоры исполняют произведения в «удешевленном» виде, выхолащивая сущность народно-песенного искусства в угоду легкости его усвоения, внешней красивости и развлекательности.
Так же далеки от фольклора и те, кто сейчас называют себя исполнителями аутентичного фолка. Агрессивный громкий звук, африканские ритмы, яркий пульсирующий свет и крупным планом – татуированные руки на огромном видеоэкране. Только по встречающимся в песнях словам «матушка» и «танюшка» и некоторым этнически окрашенным мелодиям можно с натяжкой признать, что мы на концерте фольклорной музыки. Вокалисты группы «Полынь Folk» ищут формулу хита в народной музыке, здесь, они считают, уместны и электронная музыка, и рэп, а фолк просто выносится в название.
Как заметил преподаватель Московского института культуры, известный тверской музыкант, фольклорист Владимир Ситников, естественных условий для бытования традиционного фольклора остается крайне мало.
Ни одна из групп, которые называют себя фольклорными, таковыми не являются. Руководствуясь своими представлениями о внешней красивости, развлекательности, модности, каждый в силу развитости своего вкуса ориентируется прежде всего на рынок.
– У нас сейчас нет фольклорных коллективов. То, что мы видим, – одно из многочисленных явлений современного фольклоризма, в котором фольклор подвергается той или иной степени трансформации в разных жанровых направлениях – сценическом, экспозиционном, народно-академическом, эстрадном и других. Из фольклора делают все что угодно, рок, поп, рэп, кантри, переодевают его в совершенно чужую одежду. Мое личное отношение к этому очень негативное. Я везде говорю, нам нужно поддерживать не это, а аутентичное, народное искусство, хотя и понимаю, что найти подлинные явления в культуре трудно. Это болезнь не только русского общества, она затрагивает все народы, и вина тут в глобалистических тенденциях, которые характеризуются примитивизацией, усреднением культуры.
Главный вопрос здесь, говорит Владимир Ситников, – взаимодействие городской и крестьянской культуры. Все известные нам концертные формы, начиная с советских времен, существуют в рамках городской культуры. Истинный фольклор, в основе которого лежит ритуальная и обрядовая деятельность, связан с ситуацией выживания человека – он еще не выделился из природы, очень от нее зависим. А городской человек живет в искусственно созданной среде, с природой он никак не связан – ему нечего сакрализировать, остается только развлекаться. То, что делают так называемые фолк-группы, это только для развлекухи. Смыслы кардинально поменялись.
Но сам фольклоризм, явление живое, негативного оттенка не имеет, этот термин обозначает использование фольклора в искусстве. Талантливые авторы черпают из поистине бездонной бочки народной культуры и создают музыку с фольклорным оттенком и стилизованный под старину текст. Народ поет «Калинку», «Любо, братцы», «Черный ворон», «Не для меня придет весна».