Русские балалайки, белорусские цимбалы, казахские домбры – эти и другие народные инструменты соединил гала-концерт фестиваля «Андреевские дни» (6+).
Нечасто на сцене Тверской филармонии можно слышать поэму «Махамбет» казахского композитора Нургиса Тлендиева, вариации на тему русских народных песен «Липа вековая» и «Светит месяц».

Три дня в Тверской области проходил Международный фестиваль народно-инструментальной музыки, посвященный основателю первого Великорусского оркестра, гениальному музыканту и просветителю, уроженцу тверского края Василию Андрееву.
Как сообщила на открытии «Андреевских дней» министр культуры региона Елена Постнова, областной Дом народного творчества проводит огромную научно-методическую и организационную работу. Хорошо взаимодействовать с коллегами в своем регионе, отметила Елена Постнова, но еще интереснее включиться в процесс обмена творческими находками с друзьями из-за рубежа.

Широка география праздника: фестиваль, направленный на сохранение традиций русской народной музыки, собрал музыкантов из Московской области, Беларуси и Казахстана. Тверскую область представляли семь коллективов, включая муниципальный оркестр русских народных инструментов имени Василия Андреева из Твери и оркестр имени Михаила Кузнецова из Бежецка.
– Фигура мирового масштаба – для пропаганды русской национальной культуры никто не сделал столько, сколько Василий Андреев. Он вынес русские народные инструменты за пределы России, представив их как уникальный жанр высокого искусства. Он носил звание солиста Его Императорского Величества, во Франции был награжден орденом Почетного легиона, – рассказал Анатолий Цеп, заведующий отделом музыкального искусства Государственного Российского Дома народного творчества.

Андреев не просто виртуозно играл – он поднял балалайку, домру и другие народные инструменты до академического уровня, вложив в создание своего Великорусского оркестра все личное состояние. Его последователи сегодня живут по всему миру: от ассоциации балалаечников в США, объединяющей 15 тысяч человек, до уникальных оркестров в Финляндии, Швеции и Японии.
Гости из Беларуси рассказали удивительную историю связи своей культуры с наследием Андреева. Соратник маэстро, Николай Привалов, первым систематизировал белорусский народный инструментарий в 1920-х годах. Сегодня в стране возрождают старинные инструменты, такие как цимбалы и дуда (волынка), внося их в реестр национального наследия.
– Мы привезли на фестиваль ансамбль цимбалистов, – сказала Татьяна Савицкая, директор Витебской филармонии. – По образу оркестра Андреева в Беларуси создали свой национальный оркестр, где ведущая роль отведена цимбалам. И так же, как Андреев доказал, что на балалайке можно исполнять Баха и Листа, мы показываем, что цимбалы – виртуозный концертный инструмент.

Серик Сыздыков, руководитель музыкального колледжа – музыкальной школы-интерната для одаренных детей из Павлодара, подчеркнул, что выступление на родине Андреева – огромная ответственность и честь. Он рассказал, что для фестиваля казахские музыканты подготовили программу, сочетающую русские и казахские народные мотивы, демонстрируя тем самым, что для настоящего искусства не существует границ. Вместе с ними в Тверь приехали балалаечники в составе студенческого коллектива музыкантов из Новосибирска.
На фестивале было подписано соглашение о творческом сотрудничестве между Тверским Домом народного творчества и Павлодарским музыкальным колледжем. Оно открывает дорогу для постоянного культурного обмена, совместных мастер-классов и гастролей, что особенно важно для профессионального роста молодых исполнителей.
Программа «Андреевских дней», которые завершились в воскресенье, включала в себя творческие встречи, концерты в Удомле и Бежецке – городах, где находятся мемориальные места, связанные с жизнью Андреева. Кульминацией стало выступление сводного оркестра всех участников фестиваля на гала-концерте в Твери.







