Живопись, графика и декоративно-прикладное искусство из собрания Тверской областной картинной галереи.
В собрании ТОКГ хранится большая коллекция произведений искусства ХХ века, которая представлена широким спектром известных авторов, работавших в разных направлениях.
Значительное место в нашем собрании занимает натюрморт – один из наиболее концептуальных жанров изобразительного искусства. Этот жанр можно назвать философским: он отражает все многообразие связей человека с материальным миром. Во все времена натюрморт воспевал красоту и разнообразие форм жизненного пространства человека.
Натюрморт – это не просто композиция из различных предметов в пространстве. В натюрмортах художник воплощает своё понимание жизни и пытается осмыслить бытие. Когда проходит эпоха и уходят люди, остаются вещи. И только они могут рассказать поколению, идущему следом, о времени, их породившем, очень многое…
«Тихая жизнь вещей» (как переводится слово «натюрморт» с голландского) – необыкновенно богатый и разнообразный жанр, который включает в себя такие направления, как «цветы и плоды» (именно так назывался специальный класс в Императорской Академии художеств в XVIII-XIX веках), «кухни и трапезы», «vanitas» (суета сует) и «memento more» (помни о смерти), а так же натюрморты в жанровых и портретных сценах. Мир натюрморта, его композиционные, пластические и колористические находки неисчерпаемы для мастеров разных школ и эпох.
В малом зале Тверской областной картинной галереи (в бизнес-центре «Донской») открыта небольшая выставка, тема которой раскрыта в её названии. Жители и гости города могут познакомиться с замечательными произведениями из фондов галереи, которые были созданы в XX столетии.
В экспозиции выставки представлены полотна таких выдающихся мастеров русской живописной школы как Сергей Арсеньевич Виноградов (1869 — 1938), Серафима Васильевна Рянгина (1891 — 1955), Александр Викторович Моравов (1878 — 1951), Савелий Яковлевич Шлейфер (1881 – после 1941) и др. Каждый из них обращается к миру неодушевленных вещей, где отправной точкой вдохновения становятся совершенно простые предметы. Так в работах Савелия Яковлевича Шлейфера привычные каждому человеку овощи и рыба путем тонких цветовых разработок демонстрируют богатство природных фактур – шероховатую картофельную кожуру, гладкую тыкву и шелковистый капустный лист. Одной из наиболее насыщенных предметами быта является полотно Василия Андреевича Голынского (1854 — 1904) — «Письмо в Питер» 1902 года. Художник представляет нам сцену будничной жизни, наполняя натюрморт приметами времени, по которым безошибочно можно узнать Россию начала ХХ века… Сверкает латунный самовар, поблескивает золотая кайма расписной фарфоровой чашки, яркие шали и платки на плечах женщин навевают мысли об уютном мире домашней жизни.
Совершенно разные по своей живописной манере и передаче настроения произведения нашей выставки объединены жанром, который, при всей внешней скромности его мотивов, является глубоко содержательным, открывающим завесу обжитого человеком жизненного пространства.
Мир природы с её удивительными растениями и другими дарами земли всегда являлся источником вдохновения не только для русских живописцев, писателей, поэтов, но и для мастеров декоративно-прикладного искусства. В экспозиции представлены произведения художников знаменитого на весь мир фарфорово-фаянсового предприятия «Товарищество М.С.Кузнецова» (позже — Конаковского фаянсового завода).
Художники, скульпторы, модельщики, формовщики завода М.С. Кузнецова на протяжении столетий существования предприятия постоянно обращались к природным формам. Обозначение определённого оттенка цвета для кузнецовских мастеров диктует сама природа – в реестрах заводских ведомостей XIX века мы читаем, что на заводе использовались цвета: «малиновый, брусничный, крапивный, осиновый, клюквенный, яблочный, рябиновый». Формы предметов, особо знаменитых кузнецовских маслёнок («масляниц»), заимствованы непосредственно от форм фруктов, овощей, ягод: «Лукошко с грибами», «Огурец», «Пучок спаржи», «Капуста», «Айва», «Дыня» и др. В декоре изделий: в росписях, в скульптурных или рельефных элементах — часто встречаются плоды и ветви яблонь, слив, изображения цветов и трав. Наследники традиций уникального предприятия во второй половине ХХ века продолжали обращаться к теме натюрморта, в котором они открывают всё новые интересные грани. Такие замечательные художники, как Отари Павлович Гагнидзе (1928 — 2011), Николай Сергеевич Гаврилов (1927 — 1999) в своем творчестве часто используют широкие возможности натюрморта. Данный жанр позволяет мастерам продемонстрировать индивидуальные особенности собственного стиля. На выставке экспонируются как утилитарные предметы, так и художественные изделия, однако все они были объединены общей задачей — нести в себе художественное начало, украшать интерьер, служить человеку в быту и радовать глаз.
Выставка открыта по адресу: г. Тверь, ул. Дмитрия Донского, д. 37, корп. 1 (Выставочный зал в БЦ «Донской).
Справки по тел.: 8 (4822) 39-80-35.