Пятница, 5 июня / 00:46

16+
Жизнь в онлайне: работникам театров Тверской области не хватает энергии зрительного зала

Жизнь в онлайне: работникам театров Тверской области не хватает энергии зрительного зала

Жизнь в онлайне: работникам театров Тверской области не хватает энергии зрительного зала
Фото: yandex.ru

Пресловутый режим самоизоляции кардинально изменил наше существование. Одна из важнейших сфер жизни, которую вирус поставил на паузу, - это театр. Как же выживают театры в условиях карантина, что предлагают зрителю и каково качество этих вынужденных предложений? Каким театр выйдет с так называемой удаленки?

Самая распространенная форма связи со зрителем сейчас – это интернет-спектакли. Отношение к ним неоднозначно у театральных деятелей и критиков. Некоторые не исключают возможности, что эта вынужденная мера создаст новую природу театра, что сейчас мы находимся в начале большого переосмысления законов, по которым живет театр.  А есть диаметрально противоположные мнения.

Правда, определенная часть зрителей с восторгом встретила новый формат. Во-первых, потому, что лучше так, чем никак. А во-вторых, экран телевизора, если сравнить его со сценой, имеет не только недостатки, но и определенные достоинства. Зритель ведь всегда сидит в первом ряду и может наблюдать малейшее движение глаз актера, его души. А с театральной галерки, например, этого не увидишь. Немаловажно, что интернет-трансляции спектаклей - пусть порой качество изображения и оставляет желать лучшего - дают огромной зрительской аудитории отборный репертуар. И вот ведь парадокс: только во время пандемии зритель абсолютно бесплатно получает билет в любой театр, будь он хоть в Вышнем Волочке, хоть в Париже. Как говорится, не было бы счастья…

Кстати, о Вышнем Волочке. Главный режиссер Вышневолоцкого драмтеатра – одного из лучших в Верхневолжье - Владимир КОЛОМАК говорит о грядущих последствиях карантина с изрядной долей пессимизма:

Владимир Коломак.jpg

- Большое количество театров будут существовать только как видеотеатры. Спектакли будут репетироваться только для того, чтобы снять на видео и демонстрировать публике только в таком виде. Но для этого должно вырасти операторско-режиссерское искусство съемок таких спектаклей. По аналогии с советскими телеспектаклями. «Живых» театров в провинции останется мало. Традиционных и того меньше.

 Очень легко представить, что часть совсем убыточных театров закроют. Артистам и персоналу предложат отправиться на биржу труда, а там подчиниться духу времени и осваивать новые для себя профессии: каменщики, штукатуры... Конечно, я рисую апокалиптическую картину. Но в настоящем времени она очень логична и сбыточна. Я говорю не о смерти театра, а о резком сокращении государственных театров. Возможно, оснований для такого уныния более чем достаточно. Но как тут не вспомнить про двух лягушек, попавших в чан с молоком! Одна-то из них сложила лапки и захлебнулась, а вторая… ну, вы знаете.

Вот и актер Тверского ТЮЗа Сергей ЗЮЗИН, наоборот, с оптимизмом смотрит в будущее:

- Бывали в жизни страны и более тяжелые времена, война например. И артисты нашли свое место в тех суровых и опасных условиях, выезжали на передовую и своим искусством тоже приближали победу. Но закончилась война – и все вернулось на круги своя. Не может погибнуть искусство, которому тысячи лет.

Анна Брусова.png

Как бы то ни было, а нельзя не отметить, что пандемия развивает нестандартное мышление. Как выразилась Анна БРУСОВА, зам. директора ТЮЗа, «ситуация обязывает нас сочинять новые формы взаимодействия со зрителем, изощряясь на все новые и новые проекты. Это и «Сказки нашего театра» (актеры читают сказки), и мини-экскурсии «Прогулки по ТЮЗу», и «Доставка сказок»(актеры по телефону читают сказки детям, которые лечатся в больницах), и «Премьеры»(рассказ о подготовке к премьерам, репетиции, интервью с режиссерами), и мастер-классы по сценической речи. К 75-летию Победы подготовлен проект «ТЮЗ помнит».


Обо всех этих нововведениях актриса ТЮЗа Галина СЕРГЕЕВА высказалась так:

- Нынешние условия родили новое направление. Оно пока несовершенно. Мы только осваиваем новый формат общения со зрителем и от раза к разу делаем это все лучше и лучше. Конечно, онлайн-формат не будет доминирующим, когда закончится карантин. Новые формы не заменят старые. Но в каждом плохом есть какой-то урок для нас, надо в плохом пытаться найти что-то и хорошее, что мы и стараемся делать.

Еще более определенный вердикт вынес Сергей Зюзин:

- Все эти новшества позволяют зрителю быть в курсе театральной жизни, не более. В них нет самого главного – энергетического обмена между артистом и зрителем. Заменить театр эти новшества не могут.

Аналогичное мнение высказывают большинство артистов. Тарас КУЗЬМИН, актер Тверской драмы:

- Как бы хорошо ни был снят спектакль на видео, это будет не театр и по уровню зрелищности будет сильно уступать кино.

Анастасия КУРАПОВА, актриса Тверского театра кукол:

-  Часто современные актеры жалуются, что в спектаклях присутствует режиссер, но нет актера. Иногда доминирует художник, а актер уходит на второй план, или же мы видим прекрасную хореографию, которая забирает внимание от актерства, но при этом это по-прежнему остается театром. А вот без зрителя нет театра.

Как говорит другая актриса Театра кукол, «есть в этом зарядка для ума и возможность проявить новые таланты, но есть и опасность. Игра на сцене и игра на камеру - это абсолютно разные вещи. И не все актеры могут похвастаться одинаковым уровнем таланта в обеих областях. Вот и выходит, что интернет кишит аудиосказками, стихами, песнями, танцами, даже кулинарными рецептами, которые бедные артисты записывают в надежде порадовать зрителя. А так ли это его радует?»

А мы у зрителя и спросим. Выше он уже высказался об интернет-трансляциях спектаклей. Теперь пусть оценит другие театральные опыты. Их, как уже говорилось, немало, и встречаются среди них очень удачные.  С особым удовольствием - даже с наслаждением – мы слушали воспоминания народной артистки Наины Хониной (проект Тверского театра драмы «Монологи артистов»). Когда человеку есть что сказать и когда он умеет это сказать так, что заслушаешься, интернет-трибуна ему вполне подходит. Виталия Вульфа мы ведь тоже смотрим и слушаем по телевизору.

А уж как порадовал Театр кукол! Экскурсия по закулисью с заслуженной артисткой Надеждой Ицкович позволила юным театралам, а также их родителям сунуть свои любопытные носы  во все театральные цеха. Когда же это еще сделать, как не на самоизоляции! Ролик о жизни театра – смешной, веселый, динамичный – тоже в копилку бесспорных карантинных достижений.

Это было мнение рядового театрала, для которого, собственно, и придумываются все зрелищные мероприятия. Но в завершение нашего маленького исследования хотелось бы привести размышления зрителя искушенного. Итак, просим любить и жаловать - Надежда ТАРШИС, кандидат искусствоведения, профессор кафедры русского театра Российского государственного института сценического искусства (Санкт-Петербург):

Надежда Таршис.jpg- Расскажу об одном неожиданном опыте. Была приглашена в zoom на зачет студентов института культуры. Играли эпизоды из пьес Островского. Что меня поразило: студенты сидят каждый у себя дома, начинается сцена – и возникает общение! Да, эта самая категория, столь важная в театре самого разного толка и, казалось, непредставимая в бесконтактном формате! И даже почудилась еще и особая психологическая острота в этих сценах. Может быть, преодоление препятствия, работа через экран – и давали эту остроту.
Современный шквал трансляций мирового и отечественного театра - что это? Нежданный рог изобилия или обвал, оползень мировой театральной культуры, еще недавно актуальной, а теперь прощающейся с нами, освобождающей место чему-то – чему?
Имея большой опыт смотрения спектаклей в видеозаписях (для различных фестивалей), знаю, насколько могут не совпадать оценки и восприятия в таком случае. Насколько качество видеозаписи может провалить или поднять спектакль; насколько сам спектакль может быть приспособлен, даже впрямую ориентирован на последующий показ онлайн…
Большую режиссуру, больших актеров вы всегда отметите. Но взаимодействия живого сценического действия со зрителем не заменит ничто.
Театр словно пробует на зуб возможности своих границ, насколько они могут быть расширены. Театр начинает конкурировать с экранными искусствами в формате трансляций, и, по-видимому, вполне возможна такая самостоятельная ветвь в современном театре. И это было бы неплохо - разграничение театра как такового и театра как медийного искусства (высокие примеры и шлак могут быть и там и тут).
Конечно, только время покажет, какие изменения произойдут в театральной жизни по окончании карантина, но завершить этот разговор хотелось бы все-таки на мажорной ноте, словами Льва Додина: «Я думаю, за время общения онлайн зритель настолько соскучится по живому общению в зрительном зале, что хлынет в театр, как только это станет возможным».

Нина Семенова, Елена Ольховик


326
Читайте также

Артисты ДК "Пролетарка" в период карантина пополнили копилку наград

День Победы с "Тверскими ведомостями": программа театров и музеев

День Победы с "Тверскими ведомостями": программа театров и музеев

Праздничные мероприятия в виртуальной среде

Верность одному театру: 60 лет хранит ее наша именитая землячка Наина Хонина

Верность одному театру: 60 лет хранит ее наша именитая землячка Наина Хонина

Актриса отметила юбилей служения в Тверском театре драмы

Яндекс.Метрика
Тверские ведомости