Играть прозу Достоевского в театре – задача не из легких. Однако театральные режиссеры из года в год обращаются к классику.
Конечно, тверские театралы ждали, каким произведением Тверской академический театр драмы отметит 200-летний юбилей писателя. Что поставят? Может, «Бесов», написанных, как известно, по мотивам «тверского периода» Достоевского? Или фантасмагорического «Двойника»? Или что-нибудь из раннего, «водевильного» Достоевского – «Скверный анекдот», например? Достоевский пьес не писал, театр, в общем, не любил, но «сценичность» его произведений не подлежит сомнению (есть даже балет «Идиот»!). Режиссер Валерий Персиков удивил всех, выбрав для сценического воплощения одно из самых противоречивых произведений классика – «Дядюшкин сон».
Интересна история написания повести. Когда Достоевскому исполнилось 37, он жил в Семипалатинске, назначенном ему для проживания после отбытия каторги и ссылки. Мечтал вернуться в Петербург, в столичную литературную жизнь. Положение его было ужасным – долги, безденежье, больная чахоткой жена на руках… Да еще от него как от бывшего ссыльного шарахались знакомые. Достоевский сочинил легкую повесть, как он сам писал, «голубиного незлобия», а поскольку панически боялся вызвать неудовольствие цензуры, использовал сюжет, который почерпнул из своих дневников, куда записывал всякие семипалатинские интриги. «Дядюшкин сон» славы ему не принес: повесть демонстративно не заметила критика, к тому же самому Достоевскому за нее заплатили впятеро меньше, чем Тургеневу, опубликовавшему в том же номере журнала свой новый роман (Достоевский счел это страшным оскорблением). В конце концов писателю разрешили переехать сперва в Тверь, а потом в Петербург, началась новая жизнь. Но «Дядюшкин сон» Достоевский не любил, слишком печальные воспоминания были связаны с этой повестью…
Перенося действие повести Достоевского на сцену, Валерий Персиков чутко уловил двойственную, амбивалентную природу этого произведения. С одной стороны, «Дядюшкин сон» – забавная комическая история о том, как некие провинциальные дамочки в городе Мордасове пытались облапошить одного князя, заехавшего в их городишко на денек по своим делам. С другой, сквозь забавные мизансцены свищет такое отчаяние, такой воющий ужас перед жизнью, что понимаешь – веселья в этой истории мало. Сюжет, наверно, надо в двух словах пересказать. Некто Мария Александровна Москалева намерена выдать замуж свою засидевшуюся в девках дочь Зину. А тут и кандидатура подходящая находится: в городок приезжает князь К, богатый старик и убежденный холостяк. К тому же у него склероз, он через пять минут забывает, что сказал. Князь делает предложение Зине, но потом его молодой помощник Мозгляков убеждает, что этот романтический сюжет привиделся князю в послеобеденном сне. В тот же день вечером в доме Москалевых собирается все местное общество, и одни пытаются убедить князя, что все это был сон, а другие – что все было наяву.
Это феерическое перетекание действия из сна в явь и обратно (выполненное в том числе и средствами сценографии – декорации постоянно смещаются, меняются, выезжают и уезжают, за что спасибо Николаю Юдину, придумавшему такое динамичное оформление) создает неожиданно жутковатую атмосферу. И поступки героев вызывают не смех, а оставляют чувство горечи. Вот Зина, неглупая девушка (отличная работа актрисы Виктории Козловой), которая понимает, в какой двусмысленной комбинации ей приходится участвовать. Достоинство, искренность, порядочность ее героиня сохраняет на протяжении всей этой, скажем так, не очень красивой истории. Влюбленному в нее Павлу Александровичу Мозглякову (артист Геннадий Бабинов) повезло меньше: ему приходится метаться между возлюбленной и князем-маразматиком, которого он зовет «дядюшкой», совершать подлости, но тут же оправдывать их тем, что и подлости он совершал исключительно из благородства. Интересной получился рисунок роли Афанасия Матвеевича, мужа Марии Александровны и отца Зины (артист Борис Михня): несмотря на весьма небольшую роль, он передает снисходительную иронию, с которой его герой взирает на происходящее.
Самое сильное впечатление оставляют, конечно, главные герои спектакля. Мария Александровна Москалева в блестящем исполнении народной артистки России Ирины Андриановой – властная, сильная, умная женщина, «Наполеон в юбке». Народный артист России Владимир Чернышов создает объемный образ князя: комичного старичка «с пробочной ногой» в начале, величественной и трагической фигуры в финале, страдающего человека, потерявшего когда-то единственную любовь и трагического в своем ужасе от подступающего небытия… Замечательно справилась с ролью народная артистка России Вера Рычкова, которая играет полковницу Софью Петровну (вихрь, гротеск, юмор – надо же умудриться так отыграть коротенькую, на два появления на сцене, роль).
Конечно, «Дядюшкин сон» на тверской сцене получился сложнее, серьезнее, глубже и противоречивее истории о том, как провинциальные кумушки хотели женить престарелого князя на девице, да ничего у них не вышло. По сути, это история о несбывшихся надеждах. Кто-то надеялся спасти семью за счет брачного мезальянса, кто-то – вернуть себе память и молодость, кто-то – вырваться из замкнутого и затхлого мирка провинциального общества. Проиграли все – и потому что перепутали сон с явью, и потому что это Достоевский, который никогда не дает своим героям избавления, ему интереснее не победители, а проигравшие. Ведь и сам он писал «Дядюшкин сон», рассчитывая на победу, на триумфальное возвращение в литературу, а никакой победы не случилось. И да, «Дядюшкин сон» на тверской сцене – отличная дань памяти писателю Достоевскому и замечательный старт нового театрального сезона.