В настоящее время пассажирские перевозки делятся на регулярные, предполагающие движение автобусов по расписанию, и разовые, когда автобус заказывают специально для группы людей. При этом для регулярных перевозок требуется получение лицензии. Это, в свою очередь, обязует перевозчика иметь соответствующую ремонтную базу, оборудованные стоянки для автобусов, организовывать предрейсовые медицинские осмотры водителей. Для заказных перевозок лицензирования нет.
Предложение ввести его для данного вида перевозок авторы законопроекта объясняют тем, что при не лицензированных перевозках происходит на 20% больше аварий, а, следовательно, и смертей пассажиров, чем на лицензированных. В РФ за период 2009-2011 годов и 7 месяцев 2012 года по вине водителей не лицензируемых автобусов произошло 8 тысяч ДТП, в результате которых погибло 748 и ранено более 12 тысяч человек. Два серьезных ДТП случилось в прошлом году и в нашей области.
С другой стороны, что также немаловажно, работа на маршрутах не лицензированных перевозчиков ставит под угрозу деятельность муниципальных автотранспортных предприятий (одно из них в Удомле фактически уже прекратило работу), которые выполняют социальные маршруты, перевозя пенсионеров и школьников.
— Наше предприятие, — рассказывает и.о. директора МУП «Автокомбинат» Вышневолоцкого района Владимир Семенов, — обслуживает пять муниципальных маршрутов. Десятки лет мы прекрасно работали по согласованию с муниципальными образованиями и населением. Расписание движения автобусов и количество рейсов знали все пассажиры. Люди были довольны. Но, после того как, например, на маршруте «Удомля-Тверь», появилось пять не лицензированных автобусов с табличкой «Заказной», выручка у нашего АТП упала на 50-60%. Средств перестало хватать даже на топливо…
Подобная ситуация, по словам Владимира Семенова, происходит и на маршрутах «Вышний Волочек-Удомля», «Вышний Волочек-Максатиха». Поэтому многие регулярные маршруты «Автокомбинат» сегодня отменил. Главы некоторых муниципальных образований указывают на необходимость наличия конкуренции. Она, конечно, должна быть, но в данном случае, эта конкуренция нездоровая. Регулярные автобусы забирают пассажиров в каждом населенном пункте, где это предписано маршрутом. «Заказные» же ходят неизвестно, когда и как, выполняют исключительно длинные рейсы, не затрудняя себя заездом в деревни и села. Дошло до того, что жители села Каменки Вышневолоцкого района вообще собрались перекрывать дорогу, так как выехать им куда-то из села не на чем. Какая это конкуренция? К тому же социальные перевозки «Заказные» автобусы не осуществляют, не выгодно им это.
— Логика этих перевозчиков проста и прозрачна, — отметил Министр транспорта Тверской области Андрей Суязов. – Подобные перевозчики преследуют цель занять транспортный рынок, удалив при этом все муниципальные автотранспортные предприятия, которые сегодня должны тратить колоссальные средства на установку современного оборудования, внедрение новых транспортных технологий, в том числе, по соблюдению правил безопасности и борьбы с терроризмом. Для достижения своих целей, владельцы автобусов под маркой «Заказной» продают билеты по ценам, ниже официальных, отправляются за несколько минут до отхода регулярных автобусов, с каких угодно мест, а, чтобы не упустить выгоду, работают на самых оживленных маршрутах, между густонаселенными городами и сельскими поселениями. Но при этом, надо отметить, медицинский контроль над водителями отсутствует, как и контроль над скоростью движения «Заказных» автобусов. А когда такие перевозчики займут рынок, цены на билеты сразу вырастут и будут гораздо больше цен сегодняшних.
К сожалению, несмотря не то, что заказные перевозки осуществляются с дублированием межмуниципальных маршрутов перевозок междугороднего сообщения, действующее законодательство не позволяет привлечь их к ответственности. Тем не менее, бороться с ними, пока не вышел новый закон, надо. Иначе велик риск тог, что перевозки в сфере транспорта перейдут в разряд стихийных.
— Рычагов у федеральных структур для наведения порядка в отрасли достаточно, — считает Министр транспорта. – Три крупных компании-перевозчика, осуществляющих свою деятельность, в том числе, по заказным маршрутам зарегистрированы по одному адресу: улица Коминтерна, 91, А. Все «свои», все «родные». Что мешает там навести порядок?
Тем не менее, Управления государственного автодорожного надзора по Тверской области ограничивается в данном плане лишь проверками в рамках операции «Автобус». По словам заместителя начальника Управления Игоря Кузнецова, в 2012 году при проведении этой операции на ряд компаний, а также на водителей автобусов составлены протоколы. Многие из них привлечены к административной ответственности. С первого апреля вступают в силу статьи закона об обязательном страховании пассажиров на общественном транспорте, что, безусловно, положительно скажется на ситуации на рынке в целом. «Пока же федеральное законодательство не позволяет нам направить нерадивых перевозчиков в законное русло деятельности. Это мы признаем. Тем не менее, Управление готово выполнять рекомендации глав муниципальных образований и мониторить ситуацию», — отметил Игорь Кузнецов.
«Нам надо быть более «зубастыми», подключать к работе с заказными перевозчиками правоохранительные органы, суды. Муниципалитеты могут создавать для контроля над ситуацией комиссии, и смотреть, кто и как перевозит людей. А пока перевозчики под маркой «Заказной» над нами просто издеваются», — считает Владимир Семенов.
— Нам можно и нужно принимать меры заградительного порядка, — продолжает и.о. главы муниципального образования «Осташковский район» Вячеслав Лебедев. — Например, главам муниципалитетов запрещать посадку пассажиров в неустановленных местах. ГИБДД более активно работать с местными администрациями, РЭК — регулировать цены на билеты.
А старший прокурор отдела по надзору за федеральным законодательством областной прокуратуры Павел Федоровдобавил к этому необходимость проверки договоров аренды заказными перевозчиками помещений и исполнения ими устава предприятия.
Станислав Шутов