Причина – в отсутствии на промплощадке необходимой инфраструктуры
не секрет, основным источником инновационной деятельности и процессов модернизации на протяжении последних лет являются собственные средства предприятий. Стремление сократить инфраструктурные издержки заставляет их руководителей искать новые организационные формы объединения. Одной из таких форм стали промышленные площадки – территории с единой инфраструктурой, на которых расположены и действуют несколько предприятий. Кроме инфраструктурных условий, промплощадки должны обеспечивать своим резидентам возможность использования единой информационной базы, современной технической библиотеки, выполнять еще ряд специальных функций. Например, обеспечивать бухгалтерский учет, оказывать юридическое сопровождение, эффективно использовать общую территорию. Но главное, конечно же, общая система коммуникаций. Предполагается также, что действовать промплощадка должна за счет членских взносов предприятийрезидентов. Но это в идеале. На практике же получается не всегда гладко.
Проект строительства промплощадок на южной окраине Твери в свое время вызвал повышенный интерес горожан. Промплощадка Боровлёво (недавно в соответствии с законом Тверской области ей присвоен статус индустриального парка) разделена на две части: Боровлёво1 и Боровлёво2.
Промышленная площадка должна была стать примером европейского подхода, привлечь на территорию дополнительные инвестиции. Планировалось, что в этой зоне будут построены новые современные предприятия, а сами промплощадки станут центрами экономического роста. И если в Боровлёве1 упор делался на торговлю, то в Боровлёве2 – на производство.
Из современных предприятий, которые появились здесь, особо нужно отметить ЗАО «ПаретоПринт» и ООО «SKF».
Комбинат «ПаретоПринт» стал первым полиграфическим производством, построенным в России за годы перестройки. Просторные и светлые цеха делают работу в них удобной и комфортной. А современное немецкое и итальянское оборудование позволяет производить 4–4,5 миллиона книг и брошюр в месяц и считать «ПаретоПринт» самой современной типографией в России на сегодняшний день. Книги выпускаются в твердом переплете с толщиной корешка от 3 до
Заказчиками в основном являются отечественные издательства. Причем проблем с заказами нет. Более того, изза нехватки печатных мощностей в минувшем месяце на предприятии была запущена дополнительная печатная машина, а в планах комбината – открытие осенью 2012 года второй производственной очереди, что дополнительно дало бы к уже существующим 600 рабочим местам еще 120. И привлекло бы в область около одного миллиарда рублей инвестиций. Вот только сбудутся ли эти планы?
– Когда мы начинали строить предприятие, – говорит главный инженер ЗАО «ПаретоПринт» Станислав Бергелевич, – ожидания были совсем другие, так как при запуске планировали получить полный комплект коммуникаций. Сейчас больно смотреть на недостроенную подстанцию, которая должна была обеспечить наше предприятие и промплощадку в целом электроэнергией. Заплатили мы за подключение около 70 миллионов рублей. В ближайшее время она работать не начнет, и мы это прекрасно понимаем. Количество электроэнергии, получаемое «ПаретоПринт», не позволяет нам развиваться дальше. А такие планы есть. Но если их и решим осуществить, то риски будут очень велики. На уровне регионального министерства было заявлено, что строиться будет другая подстанция в десяти километрах от промплощадки. Но на это уйдет как минимум дватри года…
По словам Станислава Бергелевича, пока «ПаретоПринт» получает электроэнергию от поселковых электросетей, забирая 2–2,5 мегаватта мощности. Но поселковая ЛЭП неудобна, прежде всего, своей непредсказуемостью. Она изрядно изношена, что влечет за собой внезапные отключения электроэнергии, особенно в непогоду. Понятно, подобная схема питания предприятие совершенно не устраивает. Отключения ведут к неполадкам оборудования и дополнительным расходам на его восстановление. А без уверенного энергоснабжения увеличение объемов производства вряд ли возможно. Нет пока у «ПаретоПринт» и газа. Для отопления используется солярка, а это еще одна статья расходов.
Тверское отделение компании «SKF» работает на промплощадке Боровлёво2 тоже недавно. Сама «SKF» была основана еще в 1907 году, когда шведский инженер Свен Вингквист изобрел самоустанавливаемый шарикоподшипник. Поэтому и специализация у «SKF» – выпуск исключительно этих изделий. Сегодня компания является самым крупным производителем подшипников в мире. В Твери они выпускаются двух видов для железнодорожного транспорта.
На предприятии трудится 41 человек, из которых лишь 13 работает на основной линии. Остальные задействованы на вспомогательном производстве.
Увы, проблемы, с которыми столкнулась компания на промплощадке, ничем не отличаются от таковых у «ПаретоПринт».
– Договоры, которые мы подписали с управляющей компанией УК «Аргон», филиалом ОАО «МРСК ЦентраТверьэнерго», ООО «Тверь Водоканал», – говорит директор Тверского отделения «SKF» Ежи Коневский, – практически не выполняются. Нет ливневой канализации, нет электроэнергии и газа. Плюс дорога, которая должна была быть построена, не соответствует техническим условиям. Никаких обязательств до сих пор не выполнено, хотя за коммуникации мы и заплатили более 50 миллионов рублей. Есть надежда, что до конца года нам подведут газ, но это пока лишь только надежда. Тем не менее мы получили сертификат на изготовление двух видов подшипников, и в следующем году рассчитываем освоить еще несколько их видов, возможно, и для Тверского вагоностроительного завода.
Ситуация парадоксальная: предприятия действуют на промплощадке вот уже несколько лет, но практически без всякой инфраструктуры. Управляющие компании, получив деньги, ничего в итоге так и не построили. Энергоснабжение осуществляется по временной схеме, нет газа, как нет и нормальной дороги. Примечательно, что руководство Тверского отделения «SKF» пока не собирается обращаться в суд. По словам Ежи Коневского, иск можно подать в любой момент. Свои надежды директор «SKF» связывает с Правительством области. «Нам важно получить то, что мы должны иметь по контрактам», – сказал он. У Губернатора области свое видение решения проблемы.
– Я не буду отвечать за грехи управляющих компаний, с которыми предприятия договаривались и которым эти договоренности оплатили, – сказал Андрей Шевелёв. – Но я хотел бы довести решение вопроса до логического конца. Заставить управляющие компании или выполнить обещанное, или вернуть затраченные средства. Я готов рассматривать любую здравую инициативу, но не стану рисковать областным бюджетом, работать со спекулянтами и спекуляциями. Руководство предприятий должно сделать какието первые шаги, тогда подключится и региональная власть…
Между тем проблема с инфраструктурой – не единственная в Боровлёве1. Отсутствие нормальной транспортной схемы – еще один, характерный и острый для отдаленных от города на приличное расстояние промплощадок вопрос.
Общественного транспорта мало, а тем, кто добирается на работу на личных автомобилях, приходится сталкиваться с вопросом пропускной способности тверских дорог. Она, как известно, не удовлетворяет потребностям областного центра.
Словом, пример индустриального парка «Боровлёво» убедительно доказывает, что к промышленным площадкам коммуникации надо подводить еще до строительства самих производств, чтобы инвестор знал: на территории, где он собирается размещать свое предприятие, уже есть действующая подстанция, туда подведены газ и вода, а также построена асфальтированная дорога.
Мы говорим об инвестиционном климате региона, однако нужно помнить, что инвесторы – народ в финансовом плане весьма пугливый. Проблемы с освоением инвестиций у одного инвестора тут же становятся известны другим, в том числе желающим войти на территорию. Ситуация, сложившаяся в Боровлёве, увы, вряд ли станет способствовать привлечению инвестиций. А они области необходимы, так как ее будущее, по словам Андрея Шевелёва, станет формировать прежде всего промышленный сектор. Это уже четко определено.
Станислав ШУТОВ