С 1 января 2009 года Налоговый кодекс РФ установил обязательный досудебный претензионный порядок урегулирования спора между налогоплательщиком, налоговым агентом и налоговым органом. С этого времени обжаловать решение налоговой инспекции в суде стало возможно только после проведения процедуры досудебного урегулирования в вышестоящем налоговом органе. Занимаются этим подразделения досудебного аудита. Для чего они созданы, как работают и какая польза от этого налогоплательщикам и налоговикам, попробуем разобраться вместе.
Решение о создании независимых подразделений налогового аудита внутри Федеральной налоговой службы стало реакцией на заявление Президента В. В. Путина о «налоговом терроризме». Отделы, осуществляющие функции досудебного аудита, в структуре налоговых органов всех уровней должны были проверять обоснованность жалоб налогоплательщиков на результаты налоговых проверок и урегулировать споры до суда. Кроме того, в их обязанности вменялось «отсеивание» явно проигрышных для государства судебных исков и подготовка более качественной доказательственной базы. Создание подразделений налогового аудита внутри системы налоговых органов – часть реализации общей государственной политики, направленной на снижение количества споров с участием государственных органов в арбитражных судах, количество которых, согласно статистическим данным, постоянно возрастало. И нововведение выполнило свое предназначение. По крайней мере, в количественном плане – за три последних года арбитражными судами РФ, по данным журнала «Налоговый вестник», рассмотрено в два раза меньше дел об оспаривании ненормативных правовых актов, действий (или бездействия) должностных лиц.
Справка: В налоговые органы Тверской области за 9 месяцев текущего года поступило 339 жалоб, из них рассмотрено 305, по оставшимся жалобам сроки рассмотрения еще не истекли. Доля споров, по которым управление поддержало инспекцию и налогоплательщиками были поданы иски в суд, составила 22,5 процента.
Цель подразделений налогового аудита состоит в обеспечении объективного рассмотрения налоговых споров, возникающих в момент изучения материалов налоговой проверки и при подаче заявлений и жалоб налогоплательщиков на действия (бездействие) налоговых органов, а также на ведомственные акты ненормативного характера.
Считается, что часто причинами возникновения споров между налогоплательщиками и налоговыми органами являются отсутствие однозначного толкования существующих норм законодательства о налогах и сборах и различный подход к некоторым вопросам налогообложения. Противоречие отдельных норм действующего налогового законодательства друг другу порой приводит к спорным ситуациям. В таких случаях налоговики выявляют их и анализируют, в том числе с учетом сложившейся судебной практики, а затем вырабатывают меры, чтобы исключить их возникновение в дальнейшем.
Процедура досудебного урегулирования споров предоставляет добросовестным налогоплательщикам целый ряд преимуществ.
Вопервых, она наименее затратна в финансовом плане, ведь при подаче жалобы в налоговый орган не нужно платить госпошлину, как в суде, или нанимать дорогостоящих экспертов и адвокатов.
Вовторых, подача апелляционной жалобы автоматически приостанавливает исполнение решений о привлечении к ответственности до тех пор, пока вышестоящий налоговый орган не рассмотрит жалобу.
Втретьих, жалоба рассматривается вышестоящим налоговым органом быстрее, чем при проведении судебной процедуры.
Налоговым кодексом предусмотрены две стадии досудебного урегулирования налоговых споров:
рассмотрение возражений налогоплательщиков на стадии рассмотрения материалов проверки (с момента вручения акта проверки до вынесения решения);
рассмотрение заявлений и жалоб налогоплательщиков на действия (бездействие) налоговых органов (должностных лиц), а также на ведомственные акты ненормативного характера (в первую очередь на решения по проверке).
Обжалование решений налоговых органов в вышестоящем налоговом органе может быть реализовано в апелляционном или общем порядке обжалования.
То есть обжаловать можно как вступившие в законную силу решения налогового органа, так и не вступившие. Во втором случае предусматривается апелляционный порядок обжалования, при котором жалоба подается в тот налоговый орган, который и вынес обжалуемое решение, в течение десяти рабочих дней с даты вручения такого решения налогоплательщику или его представителю. Оттуда в течение трех дней жалоба вместе со всеми материалами направляется в вышестоящий налоговый орган, который в течение месяца обязан рассмотреть ее и вынести независимое суждение: удовлетворить жалобу полностью или по отдельным пунктам, оставить решение налогового органа без изменения либо вынести новое решение по делу.
А если решение налогового органа уже вступило в силу, то жалоба может быть подана и будет рассмотрена в порядке, определяемом общими правилами. Такую жалобу можно подать в течение года с момента вынесения обжалуемого решения.
Анализируя тематику жалоб, поступивших в налоговые органы Тверской области, можно отметить, что основными предметами споров попрежнему являются:
непринятие расходов по налогу на прибыль организаций и вычетов по налогу на добавленную стоимость в связи с неподтверждением расходов в ходе встречных проверок (в том числе по «фирмамоднодневкам»);
привлечение к налоговой ответственности за несвоевременное представление налоговых деклараций;
несогласие с размером штрафных санкций;
доначисление земельного налога в связи с расхождениями кадастровой стоимости и площади земельных участков, а также ставок;
отказ в предоставлении имущественного налогового вычета.
Следует отметить, что число налогоплательщиков, прибегающих к процедуре досудебного урегулирования споров, в том числе на стадии рассмотрения возражений, растет. Суммы налоговых претензий, оспоренные налогоплательщиками, за 9 месяцев 2011 года почти в 2 раза превысили показатели аналогичного периода прошлого года и составили более 751 миллиона рублей. При этом сумма удовлетворенных требований по результатам рассмотрения жалоб составила 18 процентов, или 133,5 миллиона рублей.
Одна из основных задач, решаемых подразделениями досудебного аудита, – это доведение до суда таких материалов, по которым собрана достаточная доказательственная база по выявленным в ходе проверки нарушениям. Налоговые органы постоянно совершенствуют механизмы сбора доказательственной базы в отношении недобросовестных налогоплательщиков, поэтому наиболее часто налоговые споры возникают при рассмотрении взаимоотношений налогоплательщиков с подставными фирмами.
В пример можно привести дело № А669397/2010 ООО «КлиматТверь». Сумма налоговых претензий к организации по налогу на прибыль организаций и налогу на добавленную стоимость составила более 9 миллионов рублей. В ходе досудебного урегулирования вышестоящий налоговый орган оставил в силе решение нижестоящего, который собрал убедительные доказательства незаконных действий руководства фирмы. Суд подтвердил мнение налоговиков, сделав вывод о произведенном обществом формальном оформлении документооборота для получения необоснованной налоговой выгоды.
Аналогичным образом складывается ситуация с делами, связанными с незаконным обналичиванием денежных средств физическими лицами, такими как дело № 21370/11 Смирновой Е. А., рассмотренное Заволжским судом г. Твери. Сумма налоговых претензий, связанных с неуплатой налога на доходы физических лиц, составила более 3 миллионов рублей. После досудебного рассмотрения в налоговых органах дело было передано в суд, который счел претензии налоговых органов законно обоснованными. Такая положительная судебная практика очень значима и позволяет исключить в будущем слабые места в работе подразделений налогового аудита.
В итоге отметим, что досудебное рассмотрение налоговых споров специализированными подразделениями – это шаг вперед во взаимодействии всех уровней вертикали налогового ведомства и налогоплательщиков и совершенствовании налогового контроля. Поэтому подразделения налогового аудита непосредственным образом должны принимать участие в системе налогового администрирования: участвовать в разработке единой стратегии и тактики проведения контрольных мероприятий, рассмотрении материалов налоговых проверок, проводить анализ рассмотрения жалоб налогоплательщиков в административном и судебном порядке.
Значимость досудебных процедур в том, что это важнейшее средство утверждения начал законности в деятельности налоговых органов. Они действуют уже не только как фискальные, но и выходят на новый качественный уровень и усиливают свою ответственность за состояние законности в налоговых правоотношениях, тем самым совершенствуя их. Деятельность подразделений налогового аудита создает предпосылки и к формированию новых подходов к контрольной работе, к налоговому администрированию, реализации высоких стандартов обслуживания, которые позволяют налоговикам эффективно реагировать на происходящие изменения в соответствии с практикой и требованиями общества и государства. Добросовестные налогоплательщики должны быть уверены, что в практике работы налоговых органов их права всегда будут защищены на самом высоком уровне.