Пятница, 21 сентября / 07:37

16+
Досудебное урегулирование налоговых споров – гарант качества налогового администрирования

Досудебное урегулирование налоговых споров – гарант качества налогового администрирования

9.12.11 | 09:39

Печать
Досудебное урегулирование налоговых споров – гарант качества налогового администрирования

С 1 января 2009 года Налоговый кодекс РФ установил обязательный досудебный претензионный порядок урегулирования спора между налогоплательщиком, налоговым агентом и налоговым органом. С этого времени обжаловать решение налоговой инспекции в суде стало возможно только после проведения процедуры досудебного урегулирования в вышестоящем налоговом органе. Занимаются этим подразделения досудебного аудита. Для чего они созданы, как работают и какая польза от этого налогоплательщикам и налоговикам, попробуем разобраться вместе.

Решение о создании независимых подразделений налогового аудита внутри Федеральной налоговой службы стало реакцией на заявление Президента В. В. Путина о «налоговом терроризме». Отделы, осуществляющие функции досудебного аудита, в структуре налоговых органов всех уровней должны были проверять обоснованность жалоб налогоплательщиков на результаты налоговых проверок и урегулировать споры до суда. Кроме того, в их обязанности вменялось «отсеивание» явно проигрышных для государства судебных исков и подготовка более качественной доказательственной базы. Создание подразделений налогового аудита внутри системы налоговых органов – часть реализации общей государственной политики, направленной на снижение количества споров с участием государственных органов в арбитражных судах, количество которых, согласно статистическим данным, постоянно возрастало. И нововведение выполнило свое предназначение. По крайней мере, в количественном плане – за три последних года арбитражными судами РФ, по данным журнала «Налоговый вестник», рассмотрено в два раза меньше дел об оспаривании ненормативных правовых актов, действий (или бездействия) должностных лиц.

 

Справка: В налоговые органы Тверской области за 9 месяцев текущего года поступило 339 жалоб, из них рассмотрено 305, по оставшимся жалобам сроки рассмотрения еще не истекли. Доля споров, по которым управление поддержало инспекцию и налогоплательщиками были поданы иски в суд, составила 22,5 процента.

 

Цель подразделений налогового аудита состоит в обеспечении объективного рассмотрения налоговых споров, возникающих в момент изучения материалов налоговой проверки и при подаче заявлений и жалоб налогоплательщиков на действия (бездействие) налоговых органов, а также на ведомственные акты ненормативного характера.

Считается, что часто причинами возникновения споров между налогоплательщиками и налоговыми органами являются отсутствие однозначного толкования существующих норм законодательства о налогах и сборах и различный подход к некоторым вопросам налогообложения. Противоречие отдельных норм действующего налогового законодательства друг другу порой приводит к спорным ситуациям. В таких случаях налоговики выявляют их и анализируют, в том числе с учетом сложившейся судебной практики, а затем вырабатывают меры, чтобы исключить их возникновение в дальнейшем.

Процедура досудебного урегулирования споров предоставляет добросовестным налогоплательщикам целый ряд преимуществ.

Во­первых, она наименее затратна в финансовом плане, ведь при подаче жалобы в налоговый орган не нужно платить госпошлину, как в суде, или нанимать дорогостоящих экспертов и адвокатов.

Во­вторых, подача апелляционной жалобы автоматически приостанавливает исполнение решений о привлечении к ответственности до тех пор, пока вышестоящий налоговый орган не рассмотрит жалобу.

В­третьих, жалоба рассматривается вышестоящим налоговым органом быстрее, чем при проведении судебной процедуры.

Налоговым кодексом предусмотрены две стадии досудебного урегулирования налоговых споров:

­ рассмотрение возражений налогоплательщиков на стадии рассмотрения материалов проверки (с момента вручения акта проверки до вынесения решения);

­ рассмотрение заявлений и жалоб налогоплательщиков на действия (бездействие) налоговых органов (должностных лиц), а также на ведомственные акты ненормативного характера (в первую очередь на решения по проверке).

Обжалование решений налоговых органов в вышестоящем налоговом органе может быть реализовано в апелляционном или общем порядке обжалования.

То есть обжаловать можно как вступившие в законную силу решения налогового органа, так и не вступившие. Во втором случае предусматривается апелляционный порядок обжалования, при котором жалоба подается в тот налоговый орган, который и вынес обжалуемое решение, в течение десяти рабочих дней с даты вручения такого решения налогоплательщику или его представителю. Оттуда в течение трех дней жалоба вместе со всеми материалами направляется в вышестоящий налоговый орган, который в течение месяца обязан рассмотреть ее и вынести независимое суждение: удовлетворить жалобу полностью или по отдельным пунктам, оставить решение налогового органа без изменения либо вынести новое решение по делу.

А если решение налогового органа уже вступило в силу, то жалоба может быть подана и будет рассмотрена в порядке, определяемом общими правилами. Такую жалобу можно подать в течение года с момента вынесения обжалуемого решения.

Анализируя тематику жалоб, поступивших в налоговые органы Тверской области, можно отметить, что основными предметами споров по­прежнему являются:

­ непринятие расходов по налогу на прибыль организаций и вычетов по налогу на добавленную стоимость в связи с неподтверждением расходов в ходе встречных проверок (в том числе по «фирмам­однодневкам»);

­ привлечение к налоговой ответственности за несвоевременное представление налоговых деклараций;

­ несогласие с размером штрафных санкций;

­ доначисление земельного налога в связи с расхождениями кадастровой стоимости и площади земельных участков, а также ставок;

­ отказ в предоставлении имущественного налогового вычета.

Следует отметить, что число налогоплательщиков, прибегающих к процедуре досудебного урегулирования споров, в том числе на стадии рассмотрения возражений, растет. Суммы налоговых претензий, оспоренные налогоплательщиками, за 9 месяцев 2011 года почти в 2 раза превысили показатели аналогичного периода прошлого года и составили более 751 миллиона рублей. При этом сумма удовлетворенных требований по результатам рассмотрения жалоб составила 18 процентов, или 133,5 миллиона рублей.

Одна из основных задач, решаемых подразделениями досудебного аудита, – это доведение до суда таких материалов, по которым собрана достаточная доказательственная база по выявленным в ходе проверки нарушениям. Налоговые органы постоянно совершенствуют механизмы сбора доказательственной базы в отношении недобросовестных налогоплательщиков, поэтому наиболее часто налоговые споры возникают при рассмотрении взаимоотношений налогоплательщиков с подставными фирмами.

В пример можно привести дело № А66­9397/2010 ООО «Климат­Тверь». Сумма налоговых претензий к организации по налогу на прибыль организаций и налогу на добавленную стоимость составила более 9 миллионов рублей. В ходе досудебного урегулирования вышестоящий налоговый орган оставил в силе решение нижестоящего, который собрал убедительные доказательства незаконных действий руководства фирмы. Суд подтвердил мнение налоговиков, сделав вывод о произведенном обществом формальном оформлении документооборота для получения необоснованной налоговой выгоды.

Аналогичным образом складывается ситуация с делами, связанными с незаконным обналичиванием денежных средств физическими лицами, такими как дело № 2­1370/11 Смирновой Е. А., рассмотренное Заволжским судом г. Твери. Сумма налоговых претензий, связанных с неуплатой налога на доходы физических лиц, составила более 3 миллионов рублей. После досудебного рассмотрения в налоговых органах дело было передано в суд, который счел претензии налоговых органов законно обоснованными. Такая положительная судебная практика очень значима и позволяет исключить в будущем слабые места в работе подразделений налогового аудита.

В итоге отметим, что досудебное рассмотрение налоговых споров специализированными подразделениями – это шаг вперед во взаимодействии всех уровней вертикали налогового ведомства и налогоплательщиков и совершенствовании налогового контроля. Поэтому подразделения налогового аудита непосредственным образом должны принимать участие в системе налогового администрирования: участвовать в разработке единой стратегии и тактики проведения контрольных мероприятий, рассмотрении материалов налоговых проверок, проводить анализ рассмотрения жалоб налогоплательщиков в административном и судебном порядке.

Значимость досудебных процедур в том, что это важнейшее средство утверждения начал законности в деятельности налоговых органов. Они действуют уже не только как фискальные, но и выходят на новый качественный уровень и усиливают свою ответственность за состояние законности в налоговых правоотношениях, тем самым совершенствуя их. Деятельность подразделений налогового аудита создает предпосылки и к формированию новых подходов к контрольной работе, к налоговому администрированию, реализации высоких стандартов обслуживания, которые позволяют налоговикам эффективно реагировать на происходящие изменения в соответствии с практикой и требованиями общества и государства. Добросовестные налогоплательщики должны быть уверены, что в практике работы налоговых органов их права всегда будут защищены на самом высоком уровне.

Читайте также
Более 5 млрд рублей будет вложено в модернизацию электросетевого хозяйства Тверской области

Более 5 млрд рублей будет вложено в модернизацию электросетевого хозяйства Тверской области

22 сентября в Верхневолжье начнутся учения энергетиков страны

Игорь Руденя: Мы увеличиваем объемы дорожного ремонта ежегодно

Игорь Руденя: Мы увеличиваем объемы дорожного ремонта ежегодно

В Тверской области продолжается ремонт дорог

Яндекс.Метрика
Тверские ведомости