На протяжении всей весны и лета тверитяне живут в опасении, что со дня на день им отключат горячую воду. Причем – на неопределенный срок. Мы все привыкли к сезонным отключениям, но на этот раз речь шла о другом. Как объясняли представители ОАО «Тверские коммунальные системы“, газовики постоянно грозятся энергетикам отключить газ за долги, ставя тех в безвыходное положение. А долги эти накопили якобы городские потребители тепла. Мало того, что есть просто реальные неплательщики, говорят энергетики, так ведь и нормативы потребления коммунальных услуг населением Твери не соответствуют затратам на производство тепла! При этом ссылка идет на удорожание стоимости газа (почти на 40 процентов), низкие тарифы, принятые на региональном уровне.
В предыдущем номере газеты эксперт “», член Общественной палаты Тверской области Маргарита Ханская подробно рассказала о природе 70-миллионного «долга», который должны погасить жители Твери, якобы «перерасходовавшие» тепло в минувший суровый отопительный сезон. Продолжаем начатый разговор.
– Сегодняшние споры вокруг оплаты за энергоресурсы были заложены при реформировании Единой энергетической системы России, – говорит Маргарита Ханская. – С переходом ТЭЦ в частную собственность принципиально изменился и сам подход к решению тех задач, которые ранее стояли перед государственными энергоснабжающими организациями. Кроме того, в самой системе стало меньше профессионального грамотного персонала, который заменили «эффективные» менеджеры, и на первое место была поставлена задача получения прибыли любой ценой. Причем решается эта задача не путем эффективной выработки энергии, а за счет повышения оплаты за отпущенную энергию. В этой оценке со мной согласны многие мои коллеги, имеющие большой стаж работы в энергетике.
Надо отдать должное нынешнему составу ОАО «ТКС», где сегодня имеются специалисты-энергетики в отличие от их предшественников, которые уж очень рьяно взялись за решение «первостепенной» задачи – получение прибыли любой ценой. Тогда, с июля 2004 года по декабрь 2005 года, по инициативе ОАО «ТКС» были необоснованно завышены нормативы по отоплению сразу на 22 процента. По данным контрольно-счетной палаты Тверской городской думы, сумма переплаты, то есть незаконно полученных с населения денег, составила 180 миллионов рублей. Суд обязал ТКС вернуть населению эти деньги, но до сих пор процедура не завершена. По официальным данным, перерасчет с населением ТКС прекратили с 1 августа. Многие жители остались ни с чем, так как не смогли в срок представить в полном объеме документы, затребованные с них для перерасчета. Очевидно, возвращено населению не более трети переплаченной суммы.
– Интересно, какова же судьба невозвращенных денег?
– Всем интересно. Но тот факт, что эти деньги остались невостребованными, отнюдь не означает, что они теперь принадлежат ТКС. Если сегодня столь остро стоит вопрос об оплате за газ, что предполагается даже привлечение на эти цели кредитов, может быть, есть смысл решить вопрос об использовании оставшихся средств для погашения «газовых» долгов, если таковые действительно имеются. Это снимет напряженность в городе с отключением горячей воды.
– Маргарита Васильевна, но почему, по вашему мнению, возникла проблема с возвращением долгов населению? Выходит, что излишне получить можно, а вот вернуть – проблема!
– По логике, возвращать излишне полученные с населения деньги должны не ТКС, а ООО «ЕРКЦ», поскольку оно располагает информационной базой по всем плательщикам за коммунальные услуги. И в этом случае гражданам не потребовалось бы бегать по разным инстанциям, собирая различные справки о составе семьи, о льготах и прочее. Но, как мы уже убедились: простой и ясный путь не всегда избирается как предпочтительный.
С момента создания ЕРКЦ в 2002 году к этой структуре «примазались» многие предприимчивые деятели. Разве плохо печатать «платежки» за жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ), не вникая в суть вопроса: правомерно ли при начислении платежей использовать отмененные нормативы и даже не задумываться о возможности проведения перерасчетов с населением. Получается, что, не отвечая ни за что, ЕРКЦ аккуратно удерживал в свою пользу 4 процента от всей собранной суммы за ЖКУ, считая это своей прибылью. И если мы сегодня говорим о том, что население переплатило серьезные деньги за пользование тепловыми ресурсами, то при перерасчете и ЕРКЦ должен вернуть часть излишне полученных с населения денег из своей так называемой «прибыли». Если ЕРКЦ не сможет вернуть долг, то в этом случае, очевидно, следует применить к нему процедуру банкротства, желательно с дальнейшей ликвидацией этого промежуточного звена между поставщиками тепловой энергии и потребителями. Иначе возникает справедливый вопрос: почему по всем долгам должно расплачиваться лишь население?
– На последнем внеочередном заседании Тверской городской думы вновь обсуждался вопрос о нормативах потребления коммунальных услуг…
– Так значилось в повестке дня. Но на самом деле речь шла не о нормативах, а об увеличении расхода тепла на приготовление горячей воды в связи с изменениями температуры ее нагрева с 55 градусов до 60 градусов. (Основание – подписанное главным государственным санитарным врачом РФ постановление.) Похоже, депутаты не уловили этой существенной разницы и во всех последующих интервью говорили о нормативах.
Приведенный на заседании расчет, выполненный департаментом жилищно-коммунального хозяйства администрации Твери, также ввел всех в заблуждение: в нем говорилось, что в связи с вышеназванным постановлением плата за горячее водоснабжение по городу возрастет на 20 процентов. Дело в том, что если повышается температура горячей воды, то ее расход объективно снижается, а холодной, напротив, увеличивается. Если при температуре горячей воды в 55 градусов жители по нормативу потребляли
Теперь о прогнозируемом департаментом ЖКХ 20-процентном повышении платы за горячее водоснабжение. Используя классическую формулу по подсчету расхода тепла на горячее водоснабжение, получим годовое потребление его на человека в объеме 1,915 гигакалории. Горячее водоснабжение должно функционировать 350 дней в году, следовательно, месячный норматив потребления тепла на человека составит 0,166 гигакалории. Ныне действующий – 0,160 гигакалории. При существующем тарифе на тепловую энергию 861,7 рубля за гигакалорию плата за горячее водоснабжение для населения, проживающего в многоквартирных домах со всеми удобствами, составит (0,166 х 861,7) 143,04 рубля с человека в месяц. Плата за горячее водоснабжение, конечно, вырастет, но никак не на 20 процентов.
Я думаю, что присутствовавшие на заседании думы представители ТКС все это прекрасно понимают, но предпочли промолчать. При этом они представили свои расчеты по увеличению оплаты еще на 23 процента. При такой ситуации городу никогда не выбраться из долговой ямы.
– Похожая ситуация с горячим водоснабжением сложилась не только в Твери. По вашему мнению, с чем это связано: с неверными управленческими (или политическими?) решениями на уровне региона, муниципалитетов или же с тем, что неблагоприятные условия для производства тепла сложились в целом по стране?
– К сожалению, бывшее руководство города Твери допустило ряд серьезных управленческих ошибок. Прежде всего, это поспешное банкротство муниципального предприятия «Тверьгортеплоэнерго», когда все тепловое хозяйство города находилось в удовлетворительном состоянии (есть акт сдачи имущества). Второй момент – это активная работа по заключению четырехстороннего соглашения с ОАО «Российские коммунальные системы», которая подогревалась обещанием «инвесторов» вложить 8,3 миллиона долларов в развитие системы теплоснабжения города. А на деле все это обернулось лишь искусственно завышенными нормативами по отоплению и горячему водоснабжению, история с которыми тверитянам хорошо известна. Если город сумеет вернуть в свою собственность тепловые сети, руководству этой структуры без поддержки администрации города и области будет очень сложно восстановить разрушенное хозяйство и наладить взаимоотношения с поставщиками тепла. Но попытаться все же нужно.
– Какова, по вашему мнению, в тех долгах, о которых говорят энергетики, доля теплопотерь в магистральных сетях?
– 10 процентов потерь тепла в наружных сетях при транспортировке уже заложено в тарифах. Остальные потери ложатся на прибыль поставщиков тепла, и никоим образом не на потребителя, то есть на нас с вами.
– Существуют ли на сегодняшний день рычаги влияния, с помощью которых городские власти могут воздействовать на монополистов? Может ли таким рычагом быть общественное мнение, общественные инициативы?
– Общественность никогда не стояла в стороне от решения вопросов нормативно-тарифной политики и свое мнение постоянно высказывала. К сожалению, к ее мнению не очень прислушиваются. Вот и сегодняшнее интервью – это тоже выражение общественного мнения, а не только моего собственного. К сожалению, общественникам не всегда удается найти взаимопонимание с чиновниками разного уровня. А ведь администрация – это не какое-то аморфное понятие, это конкретные люди, от профессионализма, компетентности и добросовестности которых зачастую как раз и зависит решение всех упомянутых проблем. Так, например, общественность добилась в 2004–2005 годах судебного решения об отмене необоснованно завышенных нормативов на тепло, однако никакого участия в их пересмотре городская администрация не принимала.
Энергетики, ссылаясь на рост стоимости газа, почему-то не предпринимают никаких шагов для выяснения причин ее роста. Если у газовиков так много денег, что нашлись лишние миллиарды на строительство необычайной высотки в Питере, – требуйте от них уменьшения роста тарифов. А сегодня тарифы эти, по сути дела, подрывают всю экономику страны.
– Как, с вашей точки зрения, будут развиваться события на «тепловом фронте» после передачи на региональный уровень полномочий по определению нормативов потребления коммунальных услуг населением? Может ли случиться так, что договоренностей энергетикам, газовикам и региону достигнуть не удастся и Тверь снова останется без горячей воды?
– С момента внесения Президентом РФ ряда серьезных изменений в Жилищный кодекс РФ большинство назревших проблем по ЖКХ как в Твери, так и в области будет решать Региональная энергетическая комиссия. В Твери у нас последние полгода очень активно работала специально созданная с участием общественности рабочая группа, которой удалось выработать и согласовать решение о координации действий по приведению нормативов по отоплению в соответствие с постановлением Правительства РФ № 306 от 25 мая 2006 года. Использует ли РЭК этот накопленный материал – жизнь покажет. Очень хотелось бы, чтобы эта работа не осталась без внимания. Тем более что она намечает пути по энергосбережению в регионе.
Надежда НЕСТЕРОВА