Вторник, 19 марта / 04:51

16+
ЭКСПЕРТНЫЙ КЛУБ: Пусть будет так…

ЭКСПЕРТНЫЙ КЛУБ: Пусть будет так…

10.09.12 | 21:33

Печать
ЭКСПЕРТНЫЙ КЛУБ: Пусть будет так…

Проект нового генплана Твери способен разрешить транспортные проблемы города.

Во вторник, 14 августа, в«Морозов-Холле» прошло очередное заседание экспертного клуба «Тверских ведомостей». Темой его стало логическое продолжение темы заседания предыдущего: «Стратегия организации дорожного движения в Твери». Но если около месяца назад этот вопрос рассматривался с точки зрения «транспортников», то на этот раз предполагалось изучить его в градостроительном аспекте, а в первую очередь – поговорить о проекте генплана Твери в свете проблемы транспортного коллапса.

Поэтому в качестве экспертов на встречу были приглашены автор нового генплана города Андрей Барковский и сотрудники управления архитектуры и градостроительства Твери: заместитель главного архитектора Кристина Никитина и главный специалист отдела территориального планирования Ольга Клыпина.

Опережая события, можно сказать, что встреча прошла насыщенно и даже компактно по времени. Причиной тому не только тот факт, что основные претензии по заявленной теме у горожан все же к транспортникам, а не к градостроителям. Но и тот, что в своей вступительной речи Андрей Барковский фактически ответил на большинство возможных вопросов, коротко и емко обрисовав все намерения авторов генплана по организации транспортных потоков.

Если пытаться еще более коротко и емко, как того требует объем статьи, изложить рассказанное им, то это может выглядеть так.

На уровне взаимоотношения с внешней транспортной инфраструктурой нельзя забывать о планируемом появлении платной автодороги к северу от Твери и высокоскоростной железнодорожной магистрали к югу. Что касается первой, то она неизбежно привлечет к себе внимание перевозчиков как с севера(Ярославль, Кострома), так и с юга (Курск, Брянск). Тверь может превратиться из точки между Москвой и Санкт-Петербургом в серьезный транспортный узел. Соответственно, встанет вопрос минимизации негативного влияния на город вновь появившихся транспортных потоков, а отсюда, возможно, и вопрос строительства магистрали Тургиново – Бежецк. Не исключено, что претендующей на федеральное финансирование.

Что же касается ВСЖМ, то авторы генплана предлагают максимально приблизить ее вокзал к Мигалову, из расчета на то, что когда-то в Твери, на базе существующего аэродрома, появится и гражданская авиация.

Другой уровень – создание магистралей непрерывного движения, точнее даже – периметра непрерывного движения вокруг города, призванного связать между собой основные внешние магистрали(М-10, Тургиновскую, Бежецкую, Старицкую), разгрузить город и от транзитного транспорта, и от производственного. За счет, в том числе, выноса за пределы этого периметра всех производственных предприятий, в первую очередь тех, что имеют внешнее же потребление и сбыт. Наличие такого периметра, кроме всего прочего, даст и местным автомобилистам дополнительные варианты быстрого передвижения по городу, минуя его центр.

И следующий уровень – уже непосредственно городские магистрали, которые планируется свести в единую работоспособную сеть, сравнимую, по словам Барковского, с кровеносной системой человека. Что касается нашего города, то известно, что главная его болевая точка в этом смысле – мосты через Волгу. И их генпланом предполагается построить не один и не два, а целых три. Правда, минус один –«старый» – мост, который с течением времени, как считают авторы проекта, логично было бы сделать пешеходным. Впрочем, при той разгрузке центра города, которая неизбежно последовала бы после появления трех остальных, вполне возможно, что он и действительно перестал бы играть столь значимую транспортную роль, как сейчас.

Первый планируемый мост, как его называют авторы проекта,«Николаевский», – расположенный рядом с железнодорожным мостом когда-то Николаевской железной дороги. Он должен соединить район областной больницы с улицей Кирова. Второй – перед Старой и Новой Константиновками (с выходом на Бурашевское шоссе с одной стороны и на Бежецкое – с другой). Третий (в более дальней перспективе) призван взять на себя функции «старого» моста, соединив собой улицу Благоева и Краснофлотскую набережную в районе жилого комплекса «Суворов», с дальнейшей пробивкой транспортного меридиана через набережную реки Тьмаки, улицы Трусова, Складскую, с выходом на Волоколамское шоссе. Кроме этого, планируется и новый, «Северный», мост через Тверцу – в районе ТЭЦ-3 и Киселёва.

Еще один важный момент генплана – завершение«незавершенных» улиц. Каковых в Твери достаточно много, и большей частью в меридиональном направлении. Предполагается, например, продлить улицу Коминтерна до промзоны «Лазурная», Студенческий переулок – хотя бы до Лазури, улицу Володарского – до проспекта Победы, соединить Вокзальную улицу с Красными горками и так далее – включая и достройку скоростной дороги вдоль Лазури хотя бы до улицы Трехсвятской. Андрей Барковский образно сравнил такие разрывы и «незавершенки» с тромбами в капиллярной кровеносной системе.

То есть планы грандиозные и в случае своей реализации действительно способные решить транспортные проблемы города – этому не возражал никто из присутствовавших. Но проблема в том(и авторы проекта повторили это на встрече не единожды), что генплан – это всего лишь генплан, «документ ограничений и самоограничений», показывающий саму возможность такого развития города. И на основании этого плана, на месте перспективной трассы, к примеру, не станут проектировать жилые районы. Но когда будет план воплощен в жизнь и будет ли вообще – вопрос совершенно иной, завязанный в первую очередь на достаточность финансирования. Потому Андрей Барковский несколько раз за время беседы напоминал о том, что слова его не нужно воспринимать в смысле «так будет». Скорее – «так может быть».

К тому же и сам генплан пока еще не принят. Его принятие и утверждение – целая процедура, тщательно прописанная законом. Проект уже обсуждался в администрации Твери, являющейся его заказчиком, в общественной палате города, в Союзе архитекторов, на градостроительных советах Твери и Тверской области. Предстоят еще несколько этапов, в том числе и публичные слушания, которые начнутся в Твери в конце сентября и займут весь октябрь.

Были заданы на встрече и вопросы довольно традиционные: о приоритетности пешеходов над транспортом(или наоборот) и об отношении авторов генплана к столь спорному для Твери на данный момент виду общественного транспорта, как трамвай. Андрей Барковский высказался в ответ за приоритет именно пешеходов над транспортом и за сохранение значительной роли трамвая среди остальных средств общественного транспорта. Правда, трамвая не нынешнего, а нового, передвигающегося по современным типам путей, освоенных уже в зарубежных странах, и только там, где пользы от него будет больше, чем помех. В частности, по его мнению, по периметру города могли бы ходить именно скоростные трамваи.

На этом встреча и завершилась. На такой мажорной ноте. Конечно, понятно, что даже если план будет принят, то ждать его реализации придется долго, да и рассчитан он отнюдь не на«пятилетку». Но все же приятно верить в то, что в перспективе наш город должен обрести черты города современного, удобного, способного максимально удовлетворить требования своих жителей, в том числе и в плане транспорта, передвижения, доступности. Пусть и не завтра. Но…

Может быть, будет именно так…

Игорь БОГАТЫРЁВ

Фото – Екатерина ГАЛЯМИНА

Читайте также
Территория минимальных рисков

Территория минимальных рисков

Тверская область предлагает комфортные условия для инвесторов

Экономика. Растем на молоке

Экономика. Растем на молоке

Лидеры рынка. ЗАО «Калининское» проложило самый короткий путь от фермы до покупателя  ...

Яндекс.Метрика
Тверские ведомости