Проект нового генплана Твери способен разрешить транспортные проблемы города.
Во вторник, 14 августа, в«Морозов-Холле» прошло очередное заседание экспертного клуба «Тверских ведомостей». Темой его стало логическое продолжение темы заседания предыдущего: «Стратегия организации дорожного движения в Твери». Но если около месяца назад этот вопрос рассматривался с точки зрения «транспортников», то на этот раз предполагалось изучить его в градостроительном аспекте, а в первую очередь – поговорить о проекте генплана Твери в свете проблемы транспортного коллапса.
Поэтому в качестве экспертов на встречу были приглашены автор нового генплана города Андрей Барковский и сотрудники управления архитектуры и градостроительства Твери: заместитель главного архитектора Кристина Никитина и главный специалист отдела территориального планирования Ольга Клыпина.
Опережая события, можно сказать, что встреча прошла насыщенно и даже компактно по времени. Причиной тому не только тот факт, что основные претензии по заявленной теме у горожан все же к транспортникам, а не к градостроителям. Но и тот, что в своей вступительной речи Андрей Барковский фактически ответил на большинство возможных вопросов, коротко и емко обрисовав все намерения авторов генплана по организации транспортных потоков.
Если пытаться еще более коротко и емко, как того требует объем статьи, изложить рассказанное им, то это может выглядеть так.
На уровне взаимоотношения с внешней транспортной инфраструктурой нельзя забывать о планируемом появлении платной автодороги к северу от Твери и высокоскоростной железнодорожной магистрали к югу. Что касается первой, то она неизбежно привлечет к себе внимание перевозчиков как с севера(Ярославль, Кострома), так и с юга (Курск, Брянск). Тверь может превратиться из точки между Москвой и Санкт-Петербургом в серьезный транспортный узел. Соответственно, встанет вопрос минимизации негативного влияния на город вновь появившихся транспортных потоков, а отсюда, возможно, и вопрос строительства магистрали Тургиново – Бежецк. Не исключено, что претендующей на федеральное финансирование.
Что же касается ВСЖМ, то авторы генплана предлагают максимально приблизить ее вокзал к Мигалову, из расчета на то, что когда-то в Твери, на базе существующего аэродрома, появится и гражданская авиация.
Другой уровень – создание магистралей непрерывного движения, точнее даже – периметра непрерывного движения вокруг города, призванного связать между собой основные внешние магистрали(М-10, Тургиновскую, Бежецкую, Старицкую), разгрузить город и от транзитного транспорта, и от производственного. За счет, в том числе, выноса за пределы этого периметра всех производственных предприятий, в первую очередь тех, что имеют внешнее же потребление и сбыт. Наличие такого периметра, кроме всего прочего, даст и местным автомобилистам дополнительные варианты быстрого передвижения по городу, минуя его центр.
И следующий уровень – уже непосредственно городские магистрали, которые планируется свести в единую работоспособную сеть, сравнимую, по словам Барковского, с кровеносной системой человека. Что касается нашего города, то известно, что главная его болевая точка в этом смысле – мосты через Волгу. И их генпланом предполагается построить не один и не два, а целых три. Правда, минус один –«старый» – мост, который с течением времени, как считают авторы проекта, логично было бы сделать пешеходным. Впрочем, при той разгрузке центра города, которая неизбежно последовала бы после появления трех остальных, вполне возможно, что он и действительно перестал бы играть столь значимую транспортную роль, как сейчас.
Первый планируемый мост, как его называют авторы проекта,«Николаевский», – расположенный рядом с железнодорожным мостом когда-то Николаевской железной дороги. Он должен соединить район областной больницы с улицей Кирова. Второй – перед Старой и Новой Константиновками (с выходом на Бурашевское шоссе с одной стороны и на Бежецкое – с другой). Третий (в более дальней перспективе) призван взять на себя функции «старого» моста, соединив собой улицу Благоева и Краснофлотскую набережную в районе жилого комплекса «Суворов», с дальнейшей пробивкой транспортного меридиана через набережную реки Тьмаки, улицы Трусова, Складскую, с выходом на Волоколамское шоссе. Кроме этого, планируется и новый, «Северный», мост через Тверцу – в районе ТЭЦ-3 и Киселёва.
Еще один важный момент генплана – завершение«незавершенных» улиц. Каковых в Твери достаточно много, и большей частью в меридиональном направлении. Предполагается, например, продлить улицу Коминтерна до промзоны «Лазурная», Студенческий переулок – хотя бы до Лазури, улицу Володарского – до проспекта Победы, соединить Вокзальную улицу с Красными горками и так далее – включая и достройку скоростной дороги вдоль Лазури хотя бы до улицы Трехсвятской. Андрей Барковский образно сравнил такие разрывы и «незавершенки» с тромбами в капиллярной кровеносной системе.
То есть планы грандиозные и в случае своей реализации действительно способные решить транспортные проблемы города – этому не возражал никто из присутствовавших. Но проблема в том(и авторы проекта повторили это на встрече не единожды), что генплан – это всего лишь генплан, «документ ограничений и самоограничений», показывающий саму возможность такого развития города. И на основании этого плана, на месте перспективной трассы, к примеру, не станут проектировать жилые районы. Но когда будет план воплощен в жизнь и будет ли вообще – вопрос совершенно иной, завязанный в первую очередь на достаточность финансирования. Потому Андрей Барковский несколько раз за время беседы напоминал о том, что слова его не нужно воспринимать в смысле «так будет». Скорее – «так может быть».
К тому же и сам генплан пока еще не принят. Его принятие и утверждение – целая процедура, тщательно прописанная законом. Проект уже обсуждался в администрации Твери, являющейся его заказчиком, в общественной палате города, в Союзе архитекторов, на градостроительных советах Твери и Тверской области. Предстоят еще несколько этапов, в том числе и публичные слушания, которые начнутся в Твери в конце сентября и займут весь октябрь.
Были заданы на встрече и вопросы довольно традиционные: о приоритетности пешеходов над транспортом(или наоборот) и об отношении авторов генплана к столь спорному для Твери на данный момент виду общественного транспорта, как трамвай. Андрей Барковский высказался в ответ за приоритет именно пешеходов над транспортом и за сохранение значительной роли трамвая среди остальных средств общественного транспорта. Правда, трамвая не нынешнего, а нового, передвигающегося по современным типам путей, освоенных уже в зарубежных странах, и только там, где пользы от него будет больше, чем помех. В частности, по его мнению, по периметру города могли бы ходить именно скоростные трамваи.
На этом встреча и завершилась. На такой мажорной ноте. Конечно, понятно, что даже если план будет принят, то ждать его реализации придется долго, да и рассчитан он отнюдь не на«пятилетку». Но все же приятно верить в то, что в перспективе наш город должен обрести черты города современного, удобного, способного максимально удовлетворить требования своих жителей, в том числе и в плане транспорта, передвижения, доступности. Пусть и не завтра. Но…
Может быть, будет именно так…
Игорь БОГАТЫРЁВ
Фото – Екатерина ГАЛЯМИНА