Вторник, 21 мая / 23:55

16+

Испортили дорогу…

14.10.11 | 12:41

Печать
Испортили дорогу…

Вдоль старой железнодорожной ветки вырубают лучший лес

Участок железной дороги между Торжком и Кувшиновом представляет собой один из немногих в Центральной России «ретроучастков». Только здесь на станциях можно увидеть семафоры. Сама дорога идет по песчаной насыпи (во всех других местах она галечная), рельсы местами еще довоенные или сразу послевоенные. В былые годы, пока по дороге во множестве ездило местное население, по привычке предпочитавшее дешевую «железку» вполовину более дорогому и менее надежному автобусному сообщению, тут можно было встретить «раритетных» бабулек и дедов, помнивших войну и знавших причины появления неприметных с виду неровностей по краям железнодорожного полотна. Из их рассказов выяснялось, что ямки и бугорки часто являются воронками и позабытыми могилами военного времени, а иногда это следы построек, которые давно уже исчезли и только в памяти человеческой оставались еще несколько десятилетий.

К сожалению, то время миновало, старички отошли в лучший мир, их рассказы не были предусмотрительно записаны и также исчезли почти бесследно. Но дорога, как ни парадоксально, осталась совершенно той же, что и в 1940­х, разве что страшно обезлюдели деревни, покосились или исчезли маленькие будки на полустанках и разъездах. Да вместо жителей поездами все больше пользуются дачники, особенно в летнее время. Ну, и катаются еще любители ездить по глухомани с известным комфортом – ибо вагоны к тепловозам подают хорошие, хотя и старенькие.

Она красивая, эта дорога, хотя явных достопримечательностей вдоль нее немного. Роскошен старый деревянный вокзал в стиле модерн в Кувшинове (на снимке) – один из лучших и оригинальнейших в нашей области. Там, где путь пересекают реки, открываются красивые панорамы. Особенно хороши берега Осуги, открытые с дороги километров на десять в обе стороны. Нельзя пропустить трогательный в своей заброшенности старый вокзальчик в Щербове с крупной табличкой в память о погибших здесь в 1942 году железнодорожниках. Но в большинстве мест железную дорогу окружают только жиденькие перелески, рощицы и лесополосы, посаженные здесь для защиты дороги от снежных заносов. Впрочем, они были очень живописны, особенно по осени.

Решив прокатиться по этой дороге в один из немногих погожих дней нынешнего октября, мы были изрядно ошарашены, совершенно не узнав прежней красоты: вокруг железнодорожного полотна, словно после бомбежки, везде на многие километры свалены деревья, мусор, неубранные пни. Никакой системы в поразительной по своей неряшливости вырубке заметить было невозможно. Вырубка идет от самого Кувшинова полосой шириной метров в 100­150, кое­где шире. Причем, подобно действию смерча, она петляет то по одной, то по другой стороне железной дороги, и именно по той, где лес был лучше и чище. В иных местах вырубка далеко отходит от дороги, так что ее и не видно за кустами и старым олешником, затем снова подбирается к полотну.

В этих местах вообще­то нет лесов, и только вдоль железной дороги идет полоска настоящего леса с грибами и ягодами. Теперь, понятно, уже не идет.

На вопрос к проводнице, что она думает по поводу увиденного, женщина почему­то со злостью сказала:

– Давно надо было спилить. Каждую зиму бригады ездят расчищать путь от упавших деревьев. Вы не ездили и не знаете, а сразу думаете, что тут что­то не так.

Позволю все­таки предположить, что тут многое не так. Лишь мужество местных жителей позволило сохранить красивую лиственничную аллею в Щербове. Посаженная сразу после войны, красавица аллея тоже глянулась порубщикам, хотя уж никак не мешала поездам, будучи гораздо дальше от дороги положенных пятидесяти метров. Люди вышли к дороге… и тогда выяснилось, что если возражают – и ладно, не будем рубить. Порубка продолжилась уже за деревней, там, где местные жители оказались менее расторопными. Не очень­то все это похоже на правильное ведение лесного и дорожного хозяйства.

Кроме того, как нам известно, угрозу железнодорожным путям создают не только старые гнилые деревья (мимо которых, кстати, порубщики благополучно прошли, и они продолжают путям угрожать). По правилам запрещается скопление вдоль путей сухого валежника, порубочных остатков и других горючих материалов. Между тем именно горючих материалов вдоль дороги свалено – сколько угодно. Причем в этом отношении одинаковы и прошлогодние, уже начавшие зарастать травой вырубки, и нынешние, свежие.

Хочется надеяться, что на сей факт обратит внимание и прокуратура. Хотя жители окрестных деревень сильно боятся вступать в прения с железной дорогой (если порубка ведется действительно железной дорогой) и в беседах предпочитают не называть себя. Щербовский инцидент остался единственным, да и вообще обстоятельство, что получилось сохранить хоть что­то, воспринимается как чудо. И надолго ли получилось сохранить?

А дорогу испортили. Просто грустно стало ездить по ней. Даже и хорошо, что поезд «Москва – Осташков» ночной. Не видят скромные дачники нескромных­то ведь у всех свои авто) нашего безобразия, все надеются, глупые, что как была, так и осталась Тверская область дивным краем заповедных лесов, полей и озер…

Павел ИВАНОВ

Читайте также
Корнеплод и долгунец. На старте посевной­-2019 тверских производителей пообещали подстраховать

Корнеплод и долгунец. На старте посевной­-2019 тверских производителей пообещали подстраховать

В хозяйствах Тверской области уже ведутся весенние полевые работы

Ведущая компания АПК Верхневолжья «Коралл» выходит на новый этап развития

Ведущая компания АПК Верхневолжья «Коралл» выходит на новый этап развития

Скоро на прилавках тверских супермаркетов появится новая мясная продукция под брендами «ОБРАЗЦОВО»...

Яндекс.Метрика
Тверские ведомости