Вдоль старой железнодорожной ветки вырубают лучший лес
Участок железной дороги между Торжком и Кувшиновом представляет собой один из немногих в Центральной России «ретроучастков». Только здесь на станциях можно увидеть семафоры. Сама дорога идет по песчаной насыпи (во всех других местах она галечная), рельсы местами еще довоенные или сразу послевоенные. В былые годы, пока по дороге во множестве ездило местное население, по привычке предпочитавшее дешевую «железку» вполовину более дорогому и менее надежному автобусному сообщению, тут можно было встретить «раритетных» бабулек и дедов, помнивших войну и знавших причины появления неприметных с виду неровностей по краям железнодорожного полотна. Из их рассказов выяснялось, что ямки и бугорки часто являются воронками и позабытыми могилами военного времени, а иногда это следы построек, которые давно уже исчезли и только в памяти человеческой оставались еще несколько десятилетий.
К сожалению, то время миновало, старички отошли в лучший мир, их рассказы не были предусмотрительно записаны и также исчезли почти бесследно. Но дорога, как ни парадоксально, осталась совершенно той же, что и в 1940х, разве что страшно обезлюдели деревни, покосились или исчезли маленькие будки на полустанках и разъездах. Да вместо жителей поездами все больше пользуются дачники, особенно в летнее время. Ну, и катаются еще любители ездить по глухомани с известным комфортом – ибо вагоны к тепловозам подают хорошие, хотя и старенькие.
Она красивая, эта дорога, хотя явных достопримечательностей вдоль нее немного. Роскошен старый деревянный вокзал в стиле модерн в Кувшинове (на снимке) – один из лучших и оригинальнейших в нашей области. Там, где путь пересекают реки, открываются красивые панорамы. Особенно хороши берега Осуги, открытые с дороги километров на десять в обе стороны. Нельзя пропустить трогательный в своей заброшенности старый вокзальчик в Щербове с крупной табличкой в память о погибших здесь в 1942 году железнодорожниках. Но в большинстве мест железную дорогу окружают только жиденькие перелески, рощицы и лесополосы, посаженные здесь для защиты дороги от снежных заносов. Впрочем, они были очень живописны, особенно по осени.
Решив прокатиться по этой дороге в один из немногих погожих дней нынешнего октября, мы были изрядно ошарашены, совершенно не узнав прежней красоты: вокруг железнодорожного полотна, словно после бомбежки, везде на многие километры свалены деревья, мусор, неубранные пни. Никакой системы в поразительной по своей неряшливости вырубке заметить было невозможно. Вырубка идет от самого Кувшинова полосой шириной метров в 100150, коегде шире. Причем, подобно действию смерча, она петляет то по одной, то по другой стороне железной дороги, и именно по той, где лес был лучше и чище. В иных местах вырубка далеко отходит от дороги, так что ее и не видно за кустами и старым олешником, затем снова подбирается к полотну.
В этих местах вообщето нет лесов, и только вдоль железной дороги идет полоска настоящего леса с грибами и ягодами. Теперь, понятно, уже не идет.
На вопрос к проводнице, что она думает по поводу увиденного, женщина почемуто со злостью сказала:
– Давно надо было спилить. Каждую зиму бригады ездят расчищать путь от упавших деревьев. Вы не ездили и не знаете, а сразу думаете, что тут чтото не так.
Позволю всетаки предположить, что тут многое не так. Лишь мужество местных жителей позволило сохранить красивую лиственничную аллею в Щербове. Посаженная сразу после войны, красавица аллея тоже глянулась порубщикам, хотя уж никак не мешала поездам, будучи гораздо дальше от дороги положенных пятидесяти метров. Люди вышли к дороге… и тогда выяснилось, что если возражают – и ладно, не будем рубить. Порубка продолжилась уже за деревней, там, где местные жители оказались менее расторопными. Не оченьто все это похоже на правильное ведение лесного и дорожного хозяйства.
Кроме того, как нам известно, угрозу железнодорожным путям создают не только старые гнилые деревья (мимо которых, кстати, порубщики благополучно прошли, и они продолжают путям угрожать). По правилам запрещается скопление вдоль путей сухого валежника, порубочных остатков и других горючих материалов. Между тем именно горючих материалов вдоль дороги свалено – сколько угодно. Причем в этом отношении одинаковы и прошлогодние, уже начавшие зарастать травой вырубки, и нынешние, свежие.
Хочется надеяться, что на сей факт обратит внимание и прокуратура. Хотя жители окрестных деревень сильно боятся вступать в прения с железной дорогой (если порубка ведется действительно железной дорогой) и в беседах предпочитают не называть себя. Щербовский инцидент остался единственным, да и вообще обстоятельство, что получилось сохранить хоть чтото, воспринимается как чудо. И надолго ли получилось сохранить?
А дорогу испортили. Просто грустно стало ездить по ней. Даже и хорошо, что поезд «Москва – Осташков» ночной. Не видят скромные дачники (у нескромныхто ведь у всех свои авто) нашего безобразия, все надеются, глупые, что как была, так и осталась Тверская область дивным краем заповедных лесов, полей и озер…
Павел ИВАНОВ